Аномально жаркое лето может нанести серьезный удар по судоходству на Амуре.
Аномально жаркое лето может нанести серьезный удар по судоходству на Амуре. Главная речная артерия Дальнего Востока мельчает буквально день ото дня. Большегрузные баржи уже не рискуют проходить некоторые участки реки. Репортаж корреспондента Ильи Гудкова специально для НТВ.
Спецкатер выходит в рейс. Задача речников — проверить состояние водной трассы. Уровень Амура очень низкий. Некоторые участки настолько обмелели, что стали для большегрузных барж полностью непроходимыми. Напротив Хабаровска сейчас больше 10 судов доверху груженых лесом.
Александр Рисов, капитан спецкатреа: «Вот эти баржи пришли снизу. По верху Амура они уже не пройдут, потому что воды нет, вода падает».
Специалисты Гидрометцентра дважды в сутки измеряют уровень воды в реке. Технология не менялась уже много лет. В песок вкопаны метки, которые установлены на определенном расстоянии друг от друга. С помощью специальной линейки гидролог за пару минут узнает уровень Амура.
Юрий Притупов, наблюдатель гидропоста: «Сейчас уровень — минус 107, вчера был минус 105. За ночь вода упала на два сантиметра».
С каждым годом уровень становится все меньше. Причины для этого две, например, изменение климата. Эта зима в Хабаровске выдалась бесснежной, а лето аномально жарким: почти весь июнь стояла 30 градусная жара, редкие дожди на уровень воды в реке никак не повлияли. Вторая причина — строительство гидроэлектростанций.
Николай Жандаров, руководитель Амурского бассейнового управления водных путей и судоходства: «Дальше построили Бурейскую ГЭС, которая тоже забрала воду для технических нужд. На другой большой реке тоже построили плотину. Перекрыли практически эту реку».
Яркий пример того, что Амур мелеет: на лодочной станции рядом с центральной набережной Хабаровска
Прогнозы гидрологов неутешительные. До середины июля уровень воды в Амуре не поднимется, поэтому нужно готовиться к ухудшению ситуации.
Наталья Ефремова, начальник отдела гидропрогнозов Хабаровского центра по гидрометеорологии: «Имеется вероятность, что уровень воды еще понизится на
Речные монтеры ежедневно корректируют местоположение буев. Вода падает и там, где еще вчера спокойно проплывал теплоход.
Практически весь флот, который работает на Амуре, был построен еще в советские времена, когда река была полноводной. Теперь ситуация изменилась. Большегрузные баржи, огромные тягачи с большой осадкой для мелководья не годятся. Новых судов нет, а плавать с частичной загрузкой для перевозчиков не выгодно. Навигация под угрозой срыва.