Есть в мире страна, где на полном серьезе планируют через пять лет истребить пробки как таковые. Это Япония.
Поиски штопора. Правительство, помимо всего прочего, естественно, на минувшей неделе занималось дорогами, транспортом и безопасностью.
Речь не только о том, чтобы избавить от пробок российские мегаполисы — в этом смысле Москва и Подмосковье, конечно, в лидерах, но и в регионах заторы уже давненько не редкость… Но и снизить смертность в результате ДТП. За минувшие полгода погибших — более девяти тысяч.
Ничего такого революционного, впрочем, предложено не было: нужны платные
Корреспондент НТВ Сергей Малозёмов прикинул, какая роль в этом процессе отводится желтым номерам, подводным дорогам и, конечно же, роботехнике.
Утренний затор на въезде в японскую столицу. За этими обычными для российских городов кадрами мы охотились три дня. А ведь в Токио с
Первое, что поражает и даже
Норико, местная жительница: «Я плачу в год около 80 долларов налога, а обычная машина обошлась бы почти в 400. Еще у нас, владельцев микролитражек, есть скидка на парковку. Да и бензина уходит совсем мало — примерно 4 литра на 100 километров».
Так же, как Норико, рассуждают миллионы японцев. В итоге государство — чего оно и добивалось — уменьшает выбросы в атмосферу и освобождает место на дороге.
Еще одна мера по борьбе с пробками — многоэтажность движения. Когда машин стало больше, чем вмещали дороги, новые магистрали начали строить и над, и под землей.
Самый центр Токио, по московским меркам
Большая часть этих многоэтажных дорог — платные. Примерно за 7 долларов можно без светофоров доехать почти в любую точку города. Проблему заторов перед въездами на платные магистрали решили
Курамочи, местный житель: «Я проезжаю через контрольный пункт, даже не останавливаясь. Деньги с моей карточки списываются по беспроводной связи, у меня есть специальная антенна».
Водитель со стажем
Местный житель: «Я знаю, что в других странах дороги дешевле, но я уже привык — для меня время дороже».
Местный житель: «Конечно, бесплатно было бы лучше. А вообще, не такие уж большие деньги».
Мозговой центр токийских платных дорог. Их тут, кстати, называют скоростными — ограничение 60 километров в час. На обычных — 40. За ситуацией на магистралях круглосуточно следят операторы и электроника.
Коки Хонда, представитель
Через каждые полкилометра на дорогах камеры, и причину затора почти всегда можно увидеть — авария, поломка, упавший груз или неправильная парковка. С теми, кто поставил под знаком свое, даже самое маленькое транспортное средство, разговор короткий. Штраф в 250 долларов, иногда эвакуация. Спорить бесполезно — полицейские фиксируют нарушение на цифровую камеру. Ставить машины легально есть где — повсюду многоэтажные парковки.
Пробки, конечно, случаются, но водители о них тут же узнают оперативно и достоверно — с помощью специальных табло: «Пробка длиной 3 километра, вы потеряете 25 минут». Либо увидят затор на экране своего навигатора, или услышат по радио. В центре управления в особых кабинках дежурят журналисты. Важно, что почти любую пробку можно объехать — в Токио 12 кольцевых дорог, из них 8 бесплатные. К тому же соединяются они под разными углами. Вариантов проезда всегда не один, а несколько.
Коки Хонда, представитель
Еще один убийца заторов — общественный транспорт, быстрый и удобный. Многие просто отказываются от собственных машин. Они не нужны даже брезгливым дамам — в часы пик в токийском метро выделяют специальные вагоны, куда запрещен вход мужчинам. Еще в Токио ходит экспериментальный поезд, которым полностью управляет автоматика. Человеческий фактор — это риск, и его стараются исключить. На месте машинистов теперь сидят дети.
Поезда ходят как часы, а скоростной «Синкансэн» еще и гораздо быстрее, чем автомобиль. Для Японии это уже не чудо из будущего, а реальность, делающая города ближе. Многие ездят на работу за сотни километров.
Местный житель: «Да, у меня нет машины. Я доезжаю до станции на велосипеде, сажусь на поезд и не беспокоюсь ни о каких пробках».
Осаму Кобаяси, генеральный менеджер железнодорожной компании: «Билеты на этот поезд стоят, конечно, дороже, чем на обычный — примерно 30 долларов за получасовую поездку, но люди готовы платить за скорость».
На конечной станции кресла в этом поезде оживают и сами собой поворачиваются лицом вперед для обратного рейса — пассажиру должно быть так же комфортно, как в собственном автомобиле.
Есть еще забавный на вид, но очень перспективный трамвай двойного назначения. Он может ехать и по рельсам, и по обычной дороге. Его смастерили из автобуса железнодорожники с острова Хоккайдо, приделав механизм, опускающий вагонные колеса. Не надо делать пересадку с электрички на автобус — очевидное удобство.
Тошио Намба, руководитель проекта: «Сейчас наше изобретение катает туристов на экскурсиях, но мы планируем сделать ещё один вагон, побольше, и пустить его на регулярные рейсы, перевозя обычных пассажиров».
Местного хоккайдского колорита на рядовых рейсах, может, уже и не будет, но пробкам будет нанесен очередной удар. Ведь получив новый, удобный вид транспорта, еще