Из Киева пришла новость важная для историков, верующих и поклонников таланта Льва Толстого.
Из Киева пришла новость важная для историков, верующих и поклонников таланта Льва Толстого. Из эмиграции неизвестные меценаты вернули иконы, которые принадлежали великому писателю. Репортаж корреспондента НТВ Святослава Гордина.
Мало кто из современников (кроме наследников) Льва Толстого видел эти иконы. Эти произведения искусства
Совсем недавно иконы (всего их шесть) были куплены у наследников, а теперь они выставлены в галерее в центре Киева. Украшение коллекции — икона «Спас Вседержитель» в серебряном окладе. Работа конца XIX, автор — работа известного в дореволюционной России мастера Сазикова.
Он, как и Фаберже, был поставщиком двора Его Императорского Величества. Этот тот случай, когда автор иконы известен, часто художники иконописцы говорили, что их рукой водит господь, и работы не подписывали.
Однако больше всего посетителей выставки интересует, какое место в жизни самого Льва Николаевича занимали эти иконы. Например, держал ли он в руках икону «Спаса Вседержителя»? Но точно об этом, к сожалению, никто не знает. У Льва Толстого были сложные отношения с церковью, но икон в имении писателя, говорят искусствоведы, всегда было много.
Реставраторы потрясены. Они говорят, что это бывает редко, но иконы не нужно реставрировать, потому что их состояние удивительное. Переходя из рук в руки потомков Льва Толстого, они тщательно хранились и никогда не выставлялись на продажу. То, как удалось уговорить Толстых расстаться с частью коллекции, осталось тайной, как и сумма сделки.
Валентина Уманец, искусствовед: «Видно, что икона никогда не вскрывалась, оклад не трогался. Видимо, она всегда была у одного владельца и не подвергалась реставрации».
Вот две иконы из алтаря — «Введение в храм Пресвятой Богородицы» и «Вход в Иерусалим». Их нарисовали безымянные мастера в XVIII веке в Одесской губернии в стиле украинского барокко. Через столько лет иконы вернулись на Украину.
Перед тем как выставить иконы на всеобщее обозрение, эксперты проводили сложные исследования. Они пришли к выводу, что это настоящие шедевры. Говорят, на престижных аукционах их могли бы оценить в десятки и сотни тысяч долларов, но здесь их никто не оценивал. Ведь это не коммерческий проект, поэтому иконы продаваться не будут.