В деле земной утилизации отходов Япония, видимо, впереди планеты всей.
Планетарный масштаб. На минувшей неделе объявлено, что Земля (благодаря активному сотрудничеству российских космических войск с НАСА) надежно защищена от мусорной угрозы из космоса.
В деле же земной утилизации отходов («Итоговая программа» уже рассказывала об отечественном и немецком опытах) Япония, видимо, впереди планеты всей. Корреспондент НТВ Сергей Малозёмов выяснил, что там в мусор можно не только одеться, но и закусить им.
Городской бассейн в Иокогаме: скидки пенсионерам, уроки плавания для детей, подводный массаж. Никого не смущает, что теплая вода сюда поступает с мусоросжигательного завода, который находится рядом. Это очень
История отношений японцев с мусором лучше всего видна в
Порядки тут весьма строгие. На табличках написано, когда и что можно выбрасывать. Вторник и пятница — сгораемые бытовые отходы, среда — банки и бутылки, четверг — пластиковая упаковка. И надпись внизу, что в другие дни, не нужно выбрасывать ничего. Сегодня вторник, поэтому люди послушно принесли только легкий сгораемый мусор.
Раздельный сбор здесь ввели несколько лет назад, чтобы уменьшить объем сжигаемых отходов и извлечь прибыль из повторного использования пластика, металла и прочих полезных материалов. Жители сопротивлялись, но недолго.
Житель Японии: «Хлопотно это все, конечно. У меня жена сортирует весь этот мусор».
Житель Японии: «Мы должны покупать в мэрии пакеты разных цветов для разных видов мусора. Зеленый — для пластика, синий — для легких отходов, красный — для бутылок, коричневый — для банок».
Житель Японии: «Если выбросишь не то, мусорщики оставят пакет. А если
Мусорщики появляются ровно в 8:30. Они действуют беспощадно и не забирают «не тот» мусор. Нарушителю оставляют грозное предупреждение.
Мусорщик: «Чаще всего бывают такие нарушения, например,
В реальности штрафуют редко. В основном убеждают. В школах с детьми играют в сортировку мусора (потом дома они влияют на родителей), мусорная машина женским голосом призывает уменьшать количество отходов, а на мусоросжигательный завод водят экскурсии. От любопытствующих нет отбоя, потому что жители хотят видеть результат своих усилий.
Хироси Сикита, специалист экологического отдела мэрии города
«Сжигать» — не совсем верное слово. Тут все переплавляют, температура в печах 1800 градусов. Все вредное уничтожается, дым фильтруется, а несгоревшие остатки идут в дело.
Рабочий: «На дне печи образуется небольшое количество расплавленного металла. Его мы продаем на металлургические предприятия».
Рабочий: «„Больше всего получается шлака, но он безопасен, поэтому его с удовольствием приобретают строительные компании, чтобы добавлять в бетон и дорожное покрытие“.
Из мусорного сырья по всей Японии строят искусственные острова. Так отвоевывают территорию у моря. Например, токийский район Одайба — популярное место для свиданий. Парочки не задумываются, что у них под ногами лежат отходы, которые переработаны в бетон. Шлакоблоки ничем не выдают своего прошлого. В том же Китакюсю мусорное происхождение имеют и бумага для городских газет, и пластиковая посуда, и даже зубные щетки.
В этом городе сложно найти
Однако местные жители вовсе не ангелы и не всегда качественно сортируют свой мусор. Приходится проверять и отсеивать. На городском заводе по переработке пластика целый музей неправильных отходов. Их показывают экскурсантам и просят, чтобы те так не делали.
В этом городе даже есть последнее пристанище для холодильников, телевизоров и прочей бытовой техники. По закону ее нельзя просто выбрасывать (за это штраф в несколько сот долларов). Нужно сдать на утилизацию и еще заплатить за это.
Хидэси Кира, директор компании по утилизации бытовой техники: «За прием холодильника, например, мы берем около 50 долларов. Но хлопот людям это доставляет мало. Как правило, все доплачивают, когда покупают новую технику. Фирмы по ее доставке обязаны забрать старые агрегаты и привезти их к нам».
Японская тщательность проявляется тут по полной. Технику разделяют на металл, пластик и стекло. Все это измельчается и используется повторно. Красноватое свечение — плазма, в которой сгорает извлеченный из холодильников и кондиционеров опасный газ фреон. Вторая жизнь ожидает и старые автомобили. Особенно те, что решили не продавать на материк. Общий принцип в том, что каждый в ответе за мусор, который он произвел.
Акито Такэсако — один из руководителей фирмы по производству японской водки, сётю. Ее делают из перебродившего риса и сладкой картошки. Местные жители уважают этот напиток даже больше, чем сакэ. Сётю крепче (25 градусов) его пьют в смеси с кипятком или зеленым чаем. Проблема в том, что после перегонки остается много отходов. Раньше эту малоприятную массу просто сливали в океан. Теперь и ей нашли применение.
Акито Такэсако, представитель винокуренной компании: «Остатки риса и картофеля выглядят вот так то, что у меня в пробирке. Это называется барда. Это отходы, но в них много полезных веществ. Мы научились делать из барды вкусную пищевую добавку. Она улучшает пищеварение и содержит много витаминов. Сейчас ее добавляют в корм скоту, но мы планируем выпустить и таблетки для людей».
Энергией это производство снабжает себя само. Из тех же отходов производят еще и биогаз. Как электростанции работают и мусоросжигательные заводы, потому что отходы при сгорании выделяют тепло.
Частично этот опыт спасения от мусора готовятся применять и в России. В
Геннадий Подтёсов, министр экологической и радиационной безопасности Челябинской области: «Этот завод экологически чист, он не выделяет диоксинов, что всегда является главной проблемой для данных заводов».
Гости признают, что проблему не решить без изменения сознания. Ведь без сортировки сжигать придется нереально много. Утешает то, что японцы через это тоже прошли. Национальной идеей война с мусором стала лишь тогда, когда страна в нем начала буквально тонуть. Захлебнуться в отходах или начать о них думать — в эту дилемму неизбежно упирается любой экономический рост.