Курс на оздоровление. На минувшей неделе стартовали первые смены в детских лагерях на территории страны и за ее пределами.
Курс на оздоровление. На минувшей неделе стартовали первые смены в детских лагерях на территории страны и за ее пределами. Оплатить заграничные каникулы ребенка по силам, увы, немногим россиянам, да и на просторах родины цены на путевки кусаются.
В то же время десятки тысяч подобных учреждений с пионерским прошлым либо превратились в руины, либо законсервированы. Остроту проблемы осознаешь, когда вспоминаешь, как часто у нас, особенно в последнее время, дети становятся жертвами преступлений.
Корреспондент НТВ Андрей Григорьев выяснил, за горами ли эпоха лагерного возрождения.
Куда уходит детство? Поэт и музыкант Вадим Степанцов, чтобы это выяснить, приехал в Тульскую область, где много лет назад отдыхал в пионерском лагере имени Гагарина. Здесь же потом был тренером по плаванию.
Вадим Степанцов, лидер группы «Бахыт компот»: «И до самого лагеря мчались мы без трусов,/ Потому что помог ему злой главрук Степанцов».
И пионервожатым. Позже в стихах этот лирический образ трансформировался в женский.
Вадим Степанцов, лидер группы «Бахыт компот»: «Пьяная помятая пионервожатая — это я».
Думал окунуться в запомнившуюся навсегда атмосферу, а вокруг лишь трава по пояс. В России каждый год на несколько сотен детских лагерей становится меньше. Хотя вся инфраструктура сохранена. В «Гагарине» горят фонари, и даже распорядок дня
Марина Сонина, эксперт Российского союза туриндустрии: «Действительно, многие лагеря разрушаются. Владельцам выгодно привести их в такое заброшенное состояние, чтобы потом переоборудовать, скажем, под пансионаты, под взрослый отдых. Это гораздо больше денег приносит».
Мест, где на вопрос «кем хочешь стать» ребенок
Александр Джеус, генеральный директор всероссийского детского центра «Орленок»: «В
Главный детский лагерь страны тоже долгое время был как в невесомости, но государство решило былую славу восстанавливать, и теперь здесь, как и раньше, к летнему сезону всегда готовы.
Проводить дни и ночи недалеко от Сочи — это еще с советских времен мечта едва ли не каждого подростка страны. И пусть сменилась идеология, а галстуки теперь у разных отрядов разного цвета,
Двухэтажные корпуса (выше им нельзя быть по санитарным правилам и нормам),
Александр Джеус, генеральный директор всероссийского детского центра «Орленок»: «Это вожатые приготовили. Сейчас прочитаем… Написано: „Удачного лета“. Мелочь, а приятно».
В «Орленке» на 2 с половиной тысячи детей — столько же обслуживающего персонала. 21 день стоит до 30 тысяч рублей, но путевок на лето не купить уже в ноябре. Люди платят за бренд, потому что сейчас очень сложно определить, какой лагерь лучше, а какой хуже.
Сергей Баранкин, представитель федерального агентства по образованию при Министерстве образования РФ: «Прошла же стандартизация гостиничного бизнеса. Звезды присвоены, на каждом отеле они есть. То же самое нужно сделать и с детскими лагерями».
Если взять за основу отельную классификацию, то, по данным федерального агентства, пятизвездочный детский лагерь в России только один — «Орленок». На четыре звезды, видимо, можно оценить «Океан» под Владивостоком. Оба эти учреждения — собственность Министерства образования.
Около 5 тысяч лагерей, принадлежащих другим федеральным ведомствам, вполне могли бы получить по три звезды. Причем лучшие бытовые условия у силовиков — в лагерях при МВД, МЧС и Министерстве обороны. Остальные детские учреждения отданы органам местного самоуправления и пока еще не прошли через тернии к звездам.
Татьяна Голикова, министр здравоохранения и социального развития РФ: «Более 52 тысяч учреждений. Порядка 5 миллионов детей смогут в них оздоровиться. И основное бремя финансовых затрат, тем не менее, сейчас ложится на Фонд социального страхования. Они несут порядка 40% расходов».
Но даже с учетом компенсаций цены кусаются. За сезон не меньше 15 тысяч рублей, причем «дорого» далеко не всегда означает «качественно».
Марина Сонина, эксперт Российского союза туриндустрии: «Цена такого лагеря соотносима с ценой зарубежного отдыха, скажем,
Одиннадцатилетний сын музыканта из группы «Ариэль» отправился отдыхать вовсе не в край магнолий (на российское Черноморское побережье). Предпочитает море Эгейское.
Ян Тибелиус: «Лучше, чем во всяких палаточных лагерях!»
Одноместный номер, и пять звезд отеля вполне реальные, а не воображаемые.
Ян Тибелиус: «А вид какой! Аквапарк!»
Это, скорее, отдых для богатых. Зато здесь исполнят любой каприз за родительские деньги. Хочешь — изучай иностранный язык, ходи на представления, хочешь — целые дни проводи на пляже.
Расим Зиятдинов, директор детского лагеря: «Если лагерь проводится за границей, то это всегда довольно дорогостоящее удовольствие, которое не каждый может себе позволить. Стоимость путевки больше тысячи долларов».
Тем не менее все больше и больше родителей вывозят своих детей на лето за границу. Вернуть детский отдых в Россию задача государственной важности, и во властных структурах, это, кажется, уже поняли.
Павел Тараканов, председатель Комитета Госдумы РФ по делам молодежи: «Без поддержки федерального центра эту проблему не решить. Должна быть целевая программа, которая всю обветшавшую инфраструктуру привела бы в надлежащее состояние».
Эдуард Диричев, бывший пионер подмосковного лагеря «Зеленый бор», всей стране хотел показать пример. Состоянием любимого места отдыха заинтересовались
Только лагерь не то что выкупить не удалось, невозможно даже точно узнать, кому развалины сейчас принадлежат. Организации, на балансе которой он стоял в советское время, уже не существует. Известно только, что теперь здесь периодически проводят соревнования по пейнтболу. Антураж подходящий.