Минувшая неделя выдалась знаковой для России: международным партнерам из дальнего и ближнего зарубежья были, как модно ныне говорить, направлены ясные сигналы.
Минувшая неделя выдалась знаковой для России: международным партнерам из дальнего и ближнего зарубежья были, как модно ныне говорить, направлены ясные сигналы — наша страна взяла на себя роль активного игрока и национальными интересами жертвовать не намерена.
Что же касается внутренней политики, то, судя по прозвучавшим заявлениям президента и премьера, акцент делается на том, чтобы без социальных потрясений развивать демократические институты — прежде одно без другого представить было практически невозможно.
Корреспондент НТВ Роман Соболь зафиксировал ключевые моменты.
Выставка технических новинок в вестибюле Петербургского экономического форума. Президенты России, Армении и Таджикистана гоняют виртуальный мяч по компьютерному футбольному полю. Одни ворота помечены знаком доллара, другие — изображением купюры в 100 евро.
Мяч, срикошетив от ноги президента Армении, влетел в ворота «евро», но это — игра. В жизни «доллар» проигрывает. Экономика, как и футбол, требует командных усилий. Былые
Дмитрий Медведев, президент РФ: «Иллюзией оказались представления о том, что одна страна, даже самая мощная, может взять на себя роль глобального правительства. Более того, именно несоответствие формальной роли Соединенных Штатов Америки в мировой экономической системе ее реальным возможностям и было одной из центральных причин текущего кризиса».
Политика «экономического эгоизма», принцип «чем выше забор — тем лучше соседи» — все это, по мнению президента Медведева, ведет к обострению кризиса. Нужна интеграция, и ведущим экономистам пора понять — России давно тесно на «скамейке запасных».
Дмитрий Медведев, президент РФ: «Россия сегодня — глобальный игрок. Понимая свою ответственность за судьбы мира, мы хотим участвовать и в формировании новых правил игры, причем не
Россия меньше других пострадала от кризиса. Экономика на подъеме. И она станет еще крепче в случае успеха новой стратегии: борьбы с коррупцией, усилении судебной власти и верховенства закона. Минувшая неделя была богата событиями, подтверждающими, что заявка России на роль одного из мировых экономических, да и политических центров — весьма серьезна.
Есть известное изречение. Трудно установить автора, эту фразу повторяли многие именитые политики: «При слове „реформа“ россияне с опаской хватаются за карман». Действительно — за многие реформы (и провальные, и даже успешные) по крайней мере на начальных этапах расплачивались простые граждане. Но теперь метания из стороны в сторону — в прошлом. Власти — за изменения без потрясений.
Трудно не ошибиться, если реформа спущена сверху, в обход общественного мнения. Наладить диалог, кажется, удалось — на общественных форумах. «Единая Россия» приглашает известных людей, может, далеких от власти, но авторитетных в своей области. Решения форума партия власти обещала учитывать, даже если они расходятся с мнением парламентского большинства.
Пример: предложено обязать всех кандидатов на всех выборах — от региональных до президентских — непременно участвовать в дебатах. Но ведь сама «Единая Россия» в дебатах участвует далеко не всегда.
Валерий Фадеев, член Совета Общественной платы РФ, главный редактор журнала «Эксперт»: «Если мы вспомним, почему „Единая Россия отказалась от дебатов, — это было тактическое соображение. Она была настолько мощнее своих соперников, что дебатами могла подтянуть этих соперников, она могла бы сделать их в глазах избирателей более серьезными, чем они есть на самом деле“».
Для партии власти закон откровенно неудобный. В президиуме «Единой России» много крепких хозяйственников, но мало ораторов, способных держать аудиторию. Разве что сам председатель партии — Владимир Путин может одолеть любого оппонента. Все же обязательные предвыборные дискуссии — демократическая норма, и парламент, вероятно, проголосует «за». У «Единой России» есть аргумент: красивых обещаний она дает мало, но слово держит.
Владимир Путин, председатель правительства РФ: «Нельзя откладывать хорошую жизнь на перспективу. Нельзя, как это было в советские времена, ждать прихода коммунизма, а сегодня страдать. Нужно улучшать жизнь людей каждый день».
В понедельник правительство скорректировало бюджет. Заметно вырастут расходы, но, у этих расходов — социальный акцент.
Владимир Путин, председатель правительства РФ: «Жилье для ветеранов войны, обеспечение инвалидов войны специальным транспортом либо выплаты им денежной компенсации, повышение пособий по уходу за престарелыми гражданами, инвалидами и
Социальные поправки будут стоить бюджету 28 с половиной миллиардов рублей дополнительно. Впрочем, министр финансов спокоен. Доходы государства и в этом году выше расчетных. Деньги есть.
Гражданские институты все настойчивее подключаются к политической жизни страны. Общественная палата намерена проверять законы, принимаемые Госдумой, особенно касающиеся имущественных прав граждан. Депутаты не против народного контроля, нужно согласовать формулировки и внести поправки.
«А что еще делает Россия для совершенствования политической системы и развития гражданского общества?» — спрашивали Дмитрия Медведева в Германии. Первый европейский визит нового президента России. У западной общественности сложился некий стандартный набор вопросов: о правах человека, о Ходорковском, об экономическом давлении Москвы, о свободе прессы.
Дмитрий Медведев, президент РФ: «Я абсолютно согласен с тем, что свобода СМИ требует защиты — защиты в рамках законодательства. Несколько лет назад такая защита требовалась от прямого порабощения СМИ частными компаниями, сейчас — от административного аппарата на разных уровнях».
Еще в начале этой недели президент рекомендовал парламенту отклонить новую редакцию закона о СМИ, где некоторые поправки под предлогом «борьбы с клеветой» давали чиновникам мощный инструмент для «закручивания гаек» оппозиционным журналистам.
Конечно, не только внутрироссийские новации интересовали немецкую элиту. Дмитрий Медведев представил свою внешнеполитическую программу. Интерес подогревали кадровые перестановки в силовом блоке — отставка начальника Геншатаба Юрия Балуевского. Западные аналитики задавались вопросом: «Что это — изменение военной доктрины России?»
Балуевский запомнился им угрозами превентивных ядерных ударов, он обещал ответить «военными мерами», если Украина и Грузия уйдут в НАТО. Возможно, эмоциональный генерал нервировал Запад, но его отставку в России объясняют просто. Старая гвардии и «гражданский министр обороны» Сердюков
Руслан Пухов, член президиума Общественного совета при Министерстве обороны РФ: «Попытки генералов оставить все как есть или выклянчить еще больше денег, чтобы потом все прожрать. Высшее политическое руководство показало — мы пойдем другим путем».
Сердюков планирует сократить армейскую верхушку — у нас по 400 офицеров на тысячу солдат. Не всем кадровым военным это нравится. Как бы то ни было, перестановки в Генштабе позиции России не ослабят. И президент Медведев говорит столь же твердо, как говорил президент Путин. Может, отличаются акценты — юрист Медведев чаще апеллирует к соблюдению международного права. Но если
Дмитрий Медведев, президент РФ: «Говорят о возможности размена дальнейшего расширения НАТО на Восток на
Нам предлагают: перестаньте быть колючими в международных делах, и никто не будет донимать вас упреками о нехватке демократии. России, по словам Дмитрия Медведева, «такие объятия» не нужны. Права и свободы для нас — главная ценность. Что касается международных разногласий, президент предлагает заключить договор о Европейской безопасности — как шаг к созданию по настоящему большой Европы.
Дмитрий Медведев, президент РФ: «Предлагаю подумать над идеей общеевропейского саммита, на котором можно было бы дать старт процессу разработки такого договора. Важно, правда, чтобы все государства — абсолютно все — участвовали в нем в своем национальном качестве, оставив блоковые и иные групповые соображения за дверью».
Медведев вспомнил слова Джона Ле Карре: Россия сегодня «вернулась из холода», но на Западе ее все еще пытаются мерить по старым шаблонам, не замечая перемен, не желая признать очевидное — новое время ставит новые вызовы, которые без России не решить.