На минувшей неделе в российской столице были сожжены около трех десятков машин как отечественных, так и иномарок. Волна аналогичных преступлений прокатилась и по другим регионам.
На минувшей неделе в российской столице были сожжены около трех десятков машин — как отечественных, так и иномарок. Волна аналогичных преступлений прокатилась и по другим регионам: была она, правда, чуть пожиже столичной.
Безгаражные владельцы четырехколесных железных коней потеряли сон и начали самоорганизовываться в некие подобия народных дружин. Милиция предупреждает: граждане, никакого самосуда! А общественность строит догадки о причинах и природе явления: месть это, эпидемия пиромании или нашествие варваров?
Корреспондент НТВ Андрей Григорьев подключился к поискам злодеев.
Всеволод Емелин, поэт: «Ах, как красиво стало,/ Грохнуло со всей дури,/ Сдетонировал справа/ „Майбах“, а слева „Бумер“./ Ах, как забилось сердце,/ Как тревожно и сладко,/ Вот и пришел Освенцим/ Дорогим иномаркам».
До лермонтовского «Москва, спаленная пожаром» этим стихам, возможно, далековато, зато поэт быстрого реагирования Всеволод Емелин метко подметил возгорание давно тлеющего конфликта автолюбителей и пешеходов.
Всеволод Емелин, поэт: «Пешеход, окаченной грязью, прижатый бампером, он восстал! Ну, это же чудесно, это должно найти отражение в литературе!»
Сначала запылали автомобили в Бутове, за одну ночь — 14 случаев. С тех пор ежедневные милицейские сообщения о поджогах, как сводки с фронтов. Левобережный район — две машины. Крылатское, Ивановский район, Гольяново. Сразу три сожжены в Ясеневе. По одному в Перове, Головине, на Преображенской площади. Каждые сутки — по нескольку автомобилей в разных районах. Москва — в огненном кольце.
В отблесках пламени психиатры разглядели пироманию, патологическую страсть к поджогам. Тот, кто зажигает, пока не найден, а ему уже предлагают «горящий тур» в клинику. Институт имени Сербского готов провести анонимное обследование.
Зураб Кекелидзе, заместитель директора по научной работе НИИ психиатрии имени Сербского: «Если это пироман, то он не может остановиться. Он же не может обратиться к врачам, он боится, что его накажут».
Николай Раскин, заместитель начальника милиции общественной безопасности ОВД Братеево: «Мужчина, на вид
Фоторобот бутовского пиромана растиражирован тысячами экземпляров. Но самого злоумышленника — оригинал, по описанию которого составлены все эти копии, — пока видела единственная свидетельница. Ищут пожарные, ищет милиция. Во дворах по этому случаю возобновили патрулирование народные дружины. Прежде всего свои машины стерегут. А еще — за поимку объявлено вознаграждение в миллион рублей.
Сергей Андреев, дружинник: «Посматриваем по сторонам. Чужих ищем, кто во дворе не живет. Обращаем внимание на все мелочи».
Улов есть. Задержали подростков, которые пытались запалить старую «Волгу» и даже, как сообщается, киллера с двумя пистолетами, который прятался среди автомобилей. Круг версий расширяется: кражи, месть (личная и социальная) и обычное хулиганство. Могли быть просто закамуфлированы под пироманию.
Михаил Виноградов,
Это никак не может быть один человек — стало окончательно ясно, когда пожар перекинулся в российские регионы. Восемь автомобилей в
Елисей Батин, предприниматель: «Основная версия следствия — это поджог. Но кто поджег, сказать сложно».
В стране как будто только сейчас поняли: чтобы навредить врагу (неважно, соседу из зависти или коммерческому конкуренту) проще всего испортить его машину. Самое доступное для злоумышленников, но иногда самое дорогое имущество.
Поджечь автомобиль это, как уверяют специалисты, гораздо легче даже, чем развести у дороги костер, которому никак разгораться не хочется. У любой машины такое количество легковоспламеняющихся или взрывоопасных деталей и механизмов, что при минимальных пиротехнических познаниях и навыках хватит нескольких минут, чтобы из искры возгорелось пламя, а металлический остов уже ни при каких условиях не подлежал восстановлению.
От напасти никак не уберечься, но уменьшить риск вполне возможно. Советы от мосфильмовского пиротехника (не путать с пироманом) Игоря Алексеева.
Игорь Алексеев,
Самое слабое место — моторный отсек. Аккумулятор может взорваться.
Игорь Алексеев,
А главное — не растеряться в первые секунды, если удалось застать момент, когда автомобиль
Игорь Алексеев,
Страховые компании советуют: не держите машину на улице. Гараж или охраняемая стоянка чаще всего гарантируют безопасность. И дают скидки при покупке полиса.
Александр Гурдус, директор центра страхования автотранспорта: «Красивой женщине, живущей на первом этаже, не придет в голову поставить на открытое окно ларчик с драгоценностями. Оставлять на улице автомобиль, который по цене может быть гораздо дороже того же ларчика, мягко говоря, легкомыслие».
Этот рецепт не всем подходит, и автовладельцы одного из московских дворов (где машинам, по обыкновению, тесно) объяснили, почему.
Михаил Чиликанов: «Гараж стоит столько, что две „Волги“ можно купить. Поэтому деваться некуда».
Николай Крючков: «У меня нет денег, чтобы оставлять машину на стоянке. Бешеные деньги ведь сейчас за место просят. Приходится здесь бросать».
Может, это заговор страховых компаний, стремящихся привлечь дополнительных клиентов? Режиссер Юрий Грымов заподозрил, что феерическое огненное зрелище тщательно срежиссировано.
Юрий Грымов, режиссер: «Это увеличивает аудиторию страховых компаний. Люди, которые были на грани, сомневались — страховаться или не страховаться, сейчас решились, мол, раз уж такое дело, пойду, застрахуюсь».
Продажи КАСКО (а только этот вид страхования предполагает выплаты за поврежденные пожаром автомобили), по некоторым сведениям, за эту пламенную неделю возросли на 10%.
Павел Башнин, заместитель генерального директора страховой компании: «Если мы будем держать у себя штат поджигателей, это, думаю, обойдется дороже, чем все выплаты по страховым случаям».
Правда, сумма, которую должны выплатить страховые компании хозяевам сожженных машин, уже превышает десятки миллионов рублей и все время только увеличивается. На карте России каждый день появляются все новые и новые горящие точки.