Представитель ОБСЕ по свободе слова осудила высылку российских журналистов из Киева. «Чрезмерной мерой» названо также то, что аккредитации при госорганах Украины недавно были лишены около ста российских СМИ. Эта «запретная сотня» совсем не повод для гордости молодой украинской демократии.
Российские репортеры узнают о получении их телекомпанией «черной метки» лично. Корреспондента НТВ Андрея Григорьева прямо на улице Киева окружила группа активистов с нашивками запрещенного в России «Правого сектора» и повела «сдавать куда следует». Через несколько часов Андрея депортировали с пятилетним запретом на въезд на Украину. Инне Осиповой даже не дали пересечь границу. Она ехала за репортажами и интервью, и совсем не предполагала, что словом «интервью» назовут допрос, учиненный ей в аэропорту пограничниками и неким мужчиной в штатском.
Инна Осипова, корреспондент НТВ: «Вдруг внезапно спрашивает: „А по нашим данным, вы занимаетесь журналистикой! Признавайтесь, на кого вы работаете?“ Я опешила! А что, журналистам запрещен въезд в вашу страну? Это что теперь, запретная профессия
Но заявления киевских официальных лиц говорят об обратном: скорее, не в Европу
Советник главы СБУ на своей странице в Facebook объявляет настоящую «охоту на внутренних ведьм», угрожая теперь уже гражданам Украины, которые намерены продолжать сотрудничество с российскими телеканалами. Уже есть задержанные.
Маркьян Лубкивский, СБУ: «Этот бывший оператор двух известных украинских каналов делал то, что хорошо умеет: осуществлял съемку, руководствуясь командами и установками российских работодателей. Уже потом он будет рассказывать, что не знал, на кого работает… Хотя признался, что за деньги. Пользуясь случаем, хочу от имени Службы безопасности Украины предупредить об уголовной ответственности всех, кто помогает агрессору, в частности в осуществлении подрывной информационной деятельности против Украины».
Пострадал и гражданин Украины, работавший водителем съемочной группы Первого канала. Накануне корреспондента Елену Макарову, как и Андрея Григорьева, прямо на улице задержали, а вскоре депортировали.
Елена Макарова, корреспондент Первого канала: «К нам подошел человек в желтых очках и говорит: „Я конфискую вашу машину“. Как так? На каких основаниях? Он говорит: „Я оставлю вам мобильный телефон, потом встретимся“. Привели водителя, отобрали у него сначала права, потом все документы, потом машину. Куда ее дели, неизвестно, до сих пор не можем найти».
При этом украинские журналисты в Москве работают свободно. Корреспондент Роман Цымбалюк пришел на
Ашот Джазоян, председатель Союза журналистов России: «Россия никогда не пойдет на такие меры, как лишение аккредитации иностранных СМИ, это вопиющее попрание норм демократии».
При этом в действиях украинских властей не видно не только уважения к свободе СМИ и правам журналистов, но и элементарной логики. В этом убеждены даже американские ученые.
Николай Петро, профессор политологии в Университете