Сегодня исполняется 105 лет со дня рождения ленинградского режиссера, подарившего миру уникальные приемы съемок кинофантастики.
Имя Павла Клушанцева хорошо знают кинематографисты по обе стороны океана. Ленинградский режиссер стоял у истоков
Клушанцев безвозмездно передал сотни своих разработок в Голливуд помощнику Джеймса Кэмерона — создателю «„Терминатора“ и Титаника». На американской фабрике грез эти идеи использовались и воплощались в жизнь.
Корреспондент НТВ Павел Рыжков узнал, откуда родом спецэффекты из знаменитых американских блокбастеров.
Разглядывая старые фото Жанна Клушанцева вспоминает, как ее отец режиссер Павел Клушанцев окрестности Ялты превращал в лунную поверхность, венерианские и марсианские пейзажи. И там же осуществил комбинированную съемку огнедышащей лавы.
Жанна Клушанцева, дочь режиссера Павла Клушанцева: «Не все горы, а ту часть, которая попадает в кадр и где льется лава, красили черным цветом. Во время съемки давали другую экспозицию, поэтому на экране они становились серыми. При этом белая лава на темном фоне светилась».
Ее имитировали с помощью теста. Именно в этом эпизоде фильма «Планета бурь» была снята гибель робота в потоках раскаленной магмы.
Через много лет на мировые экраны выходит продолжение фильма «Терминатор». Где тоже эффектно, но в раскаленном металле гибнет герой Шварцнеггера. Все дело в том, что в Голливуде знали фильм Клушанцева буквально покадрово. И, тем не менее, у специалиста компании Кэмерона Роберта Скотака возникло немало вопросов к режиссеру.
Жанна Клушанцева, дочь режиссера Павла Клушанцева: «Скотак был одним из крупнейших специалистов по техническим, комбинированным съемкам в Голливуде. И писал книгу о том, как развивалась эта область. Он видел „Дорогу к звездам“ и „Планету бурь“. И у него возникло очень много вопросов. Поэтому он написал отцу, как это все происходило».
Кроме того, Скотак в начале
Из интервью Роберта Скотака
Из интервью Джорджа Лукаса
Подробнее об уникальных методах съемки режиссера Павла Клушанцева смотрите в сюжете НТВ.