Заметная, но, увы, печальная тенденция последнего времени: люди преклонного возраста становятся на путь преступления.
Заметная, но, увы, печальная тенденция последнего времени: люди преклонного возраста становятся на путь преступления. И речь здесь идет не о рецидиве. Специалисты считают, что отчасти это ответная реакция на то, что сама по себе эта категория граждан то и дело становится мишенью злоумышленников: могут и без сбережений, отложенных на «черный день» оставить, и без крыши над головой. Но только ли поэтому, попытался понять корреспондент НТВ Сергей Малозёмов.
«Юра, не осуждай меня, ведь я уходил навсегда, а получилось все наоборот. Кто должен был остаться — ушел, а я остался для позора и с клеймом убийцы», — читает письмо приемный сын преступника.
Осуждать или сочувствовать? Этим вопросом мучается вся республика Коми.
«Обвиняемый хашел в кабинет Сацуро, осталовился примерно в трех метрах от нее и сказал сказал: „Любовь Васильевна, вы авантюристка, мошенница и алчная воровка“. И сразу вытащил свой пятизарядный обрез», — зачитывает дело судья.
«У меня льются слезы, я даже свою фамилию не могу выговорить. Мне стыдно и обидно. Юра, суд меня не волнует. Когда впереди вся жизнь впереди, волнение вполне понятно. А когда вся жизнь позади?» — читает письмо отчима приемный сын Евсюкова Юрий.
Старик продолжает доказывать: чиновницу он не хотел убивать, только ранить, а потом застрелиться. С сотрудницей мэрии бывший шахтер спорил
Как рассказывал пенсионер, в мэрии ему обманом подсунули на подпись бумагу о том, что квартиру он все же отдаст.
Юрий Калинин, приемный сын Тихона Евсюкова: «Он не терпит, чтобы обманывали, врали или к нему относились как к скоту. Поэтому у него такой характер вспыльчивый».
Есть, конечно, и рецидивисты, но много и тех, кто всю жизнь был абсолютно законопослушен. На записи камеры наблюдения одного из пермских магазинов видно, как ошеломленный недоступной красотой на полках, пожилой человек нарушает закон. В милиции утверждают: такое перестало быть редкостью.
Александр Облацов, сотрудник
Психолог Евгения Шамис — один из авторов «теории поколений», объясняющей поведение людей историческими событиями, в окружении которых они росли. Те, кому сейчас от 70 до 90 — это так называемое «молчаливое поколение».
Евгения Шамис, психолог: «Это поколение росло в годы войны, в годы репрессий. Они жили все время, да и вышли на пенсию, когда все было стабильно и все было еще в советском обществе. Им очень тяжело было адаптироваться к новым ценностям».
По словам психолога, идеализм и вера в справедливость у бывших строителей коммунизма вступают в неразрешимое противоречие с прагматичной реальностью.
Достаточно послушать, как говорит о нынешней жизни семья Грининых из Ульяновска, получавший в советское время завидную зарплату в 500 рублей заслуженный энергетик Фёдор Николаевич и его жена Анна Александровна.
Анна Гринина, пенсионерка: «Все линии поворовали, никому дела до этого нет. Как будто бы нельзя закон издать, чтобы не воровали».
Фёдор Гринин, пенсионер: «Рыночная экономика… Что я могу об этом сказать? Раньше таких людей называли ворами и спекулянтами, а теперь — „предпринимателями“, малый и средний бизнес. Больше я о них ничего не могу сказать».
Проблему адаптации пожилых к современным реалиям власти разных регионов решают
Социальные работники рассказывают: спрос такой, что записывают уже только на осень. Главное, что приводит пенсионеров в Интернет жажда общения. Виктория Семеновна, который 63 года, осваивает сайт Odnoklassniki.ru.
Виктория Коваленко, пенсионерка: «У меня был комплекс
Продвинутые старики, правда, тоже, бывает, шалят. В Томске увлеченный компьютерными играми пенсионер был недоволен скоростью Интернета и, чтобы наказать
Но это, скорее, курьезы. Жизнь на грани отчаяния и нищеты — вот реальность для многих пенсионеров. Зинаиде Михайловне из Ярославля 75. Недавно у нее сгорел дом, суд признал хозяйку виновной и теперь забирает 40% пенсии на компенсации пострадавшим соседям.
Зинаида Михайловна говорит, что денег хватает только на хлеб, в лучшем случае — на молоко. Она пытается продавать по 10 рублей старые книги и даже зубные щетки, но иногда, плюнув на стыд, просто протягивает руку.
«50 лет я проработала на моторном заводе, а в войну — в колхозе, в деревне работала. В общем, бедна я стала», — плачет женщина.
Главный редактор газеты «Пенсионер и общество» Андрей Тюняев своих подопечных старается защитить. Он говорит, что, миновав лихие
Андрей Тюняев, главный редактор газеты: «Человек может пойти работать, например, сторожем, охранником. Это если взять простой слой населения. И получается
Бедность, одиночество и желание найти место в отторгающей тебя жизни — все это вместе, видимо, и делает преступниками дедушек и бабушек. Эксперты обращают внимание:
А это значит, что пожилых людей вокруг будет все больше. Если их жизнь радикально не улучшится, о преступниках на восьмом и девятом десятке нам придется услышать еще не раз.