Королевство Непал становится федеративной республикой.
В мире осталось всего 28 монархий — королевство Непал становится федеративной республикой. Об этом на своем первом заседании заявило Конституционное собрание, избранное в апреле.
Так завершится правление династии, длившееся 2,5 века, а король Гьянендра из воплощения бога Вишну превратится в обычного налогоплательщика. Битву с маоистами, давно пытавшимися сбросить его с трона, он
Павел Матвеев изучил историю. Репортаж НТВ.
Заседание Конституционного собрания должно было начаться еще утром, но его перенесли на несколько часов. Непривычные к демократии новые власти Непала не успели договориться о том, как делить вожделенную власть.
Но по сути вопроса не питает иллюзий и сам свергаемый король. Ему уже предложили паковать во дворце вещички, а народу дали два выходных и спустили директиву — гулять.
Бабу Рам Бхаттараи, лидер маоистов: «Конституционное собрание на первом же заседании упразднит монархию, и Непал станет федеральной республикой. Каждый непалец должен отметить это событие как праздник».
И ведь нельзя сказать, что этот народ в принципе не любил своих королей, просто так уж сложился ход истории. Монархам давно не давали покоя
А в 2001 году случился первый перелом. Наследный принц при туманных обстоятельствах расстрелял за ужином всю монаршую семью и покончил с собой. Новым королем стал Гьянендра — единственный, кого не оказалось за столом. Как гласит людская молва, неслучайно.
Сергей Лунёв, доктор исторических наук, профессор МГИМО: «Некоторые отчаянные головы в Непале напрямую обвиняли Гьянендру в том, что именно он — инициатор заговора. Была возможность сохранить институт монархии — Гьянендра должен был отречься от престола в пользу своего сына. Но он не рискнул пойти на этот шаг, а когда захотел, то было уже поздно».
Видя, что правительство никак не может справиться с повстанцами, Гьянендра сделал еще одну большую ошибку, разогнав его. Маоисты возликовали, ведь возразить нелюбимому монарху решил весь народ. В массовых волнениях апреля 2006 участвовали сотни тысяч человек.
Чтобы не повторить судьбу сожженных чучел, король был вынужден сдать позиции, и в апреле этого года его участь была решена. В стране прошли демократические выборы, которые с большим перевесом выиграли маоисты.
Однако говорить о том, что у них теперь вся власть, нельзя. Придется считаться с другими партиями, которые способны заблокировать в парламенте любое решение. Так что долго ли еще непальцам жить в хаосе, вопрос пока открытый.
Сергей Лунёв, доктор исторических наук, профессор МГИМО: «Очень много будет зависеть от деятельности маоистов: насколько они, не имея практики и навыков работы в демократическом политическом пространстве, смогут выдерживать все правила игры».
С Гьянендрой же все гораздо яснее. Из дворца его попросили, но жизнь оставили, да и бизнес отбирать не собираются. А активы у монарха немаленькие — миллионов на двадцать долларов.