Плохие дороги не только причина экономических потерь и человеческих трагедий, но и в светлое будущее по ним не доедешь.
Инфраструктурные хлопоты. На минувшей неделе объявлено, что правительство утвердило программу развития транспортной системы России на ближайшие годы. Объем финансирования предполагается беспрецедентный — 13 триллионов рублей.
По словам
Корреспондент НТВ Владимир Кобяков оценил масштаб и узнал, трасса за свой счет — фантастика или реальность.
В карельском городке Сортавала —
Николай Иванович ищет инвесторов для своего проекта. Он хочет построить дорогу из родного городка прямо в Евросоюз, к финской границе. У пенсионера все по правилам большого бизнеса. Даже готова презентация проекта.
Николай Мартынов, пенсионер: «Прямая дорога, которую я спроектировал, сокращает расстояние на 46 километров. По имеющейся дороге до Китее 100 километров, а по моей — только 54».
Николай Иванович предлагает достроить всего лишь небольшой участок. Он сам нашел эту дорогу в карельских лесах. В этом месте еще до войны был запасной финский аэродром. Потом территория отошла Советскому Союзу, а по ту сторону границы практически сразу начинается асфальтовая дорога.
Федеральные чиновники оценили идею новой дороги. И даже ответили, что возможна государственная поддержка, но при условии, что автор проекта все согласует с пограничной службой и найдет частных инвесторов. Теперь Николай Иванович ведет переговоры с бизнесменами. Он и сам готов на новую дорогу в Евросоюз отдать все свои сбережения.
У губернатора Тверской области тоже проблемы с дорогой в Евросоюз. Он уже выучил главную шутку водителей о федеральной трассе Рига — Москва.
Дмитрий Зеленин, губернатор Тверской области: «Останавливается немецкий дальнобойщик и у прохожего спрашивает: „ А где федеральная трасса? Я еду
Теперь дальнобойщику из Литвы страшно ездить по трассе Рига — Москва и днем. Особенно если только что забрал машину из ремонта. Эта дорога с каждым годом все хуже, а количество машин все больше. Проект модернизации трассы готовили три года. Теперь здесь будут не только ремонтировать, но и расширять дорогу. Деньги выделяют из федерального бюджета.
Дмитрий Зеленин, губернатор Тверской области: «Судя по той инфляции, которая идет в дорожном строительстве, и по повышению цен — денег этих не хватит. Поэтому необходимо на 2009 и 2010 годы предусматривать большее количество денег».
Новую федеральную программу называют российским ударом по бездорожью. 13 триллионов рублей на пять лет. Это самый крупный инвестиционный проект в истории России.
Игорь Левитин, министр транспорта РФ: «Стоимость строительства в России не отличается от стоимости строительства в европейских странах. Но чем мы отличаемся? Мы, к сожалению, строим по старым технологиям и по старым проектам, не используем новые строительные материалы».
До 2015 года в России должны построить 17 тысяч километров новых федеральных дорог. Эксперты сравнивают с Китаем, где тоже появилась национальная программа строительства автомагистралей.
Вячеслав Лысаков, член общественного совета Федерального дорожного агентства: «Мы за 12 лет планируем сделать то, что Китай делает за год. За каждый год они строят и вводят в эксплуатацию 50 тысяч километров дорог».
Игорь Левитин, министр транспорта РФ: «В Китае практически все новые скоростные дороги платные. Мы же ограничены законом. У нас может быть только там платная дорога, где есть альтернатива. В Китае нет такого ограничения. И потом Китай задействует этим рабочую силу».
В деревне Высоково этот год юбилейный. Ровно двадцать лет жители просят построить дорогу в село. До трассы всего один километр, но редкий водитель согласится сюда проехать.
Валентина Корнеева, староста деревни Высоково: «Вот так мы и плаваем. А если
Здесь давно действует правило: если
Местная жительница: «Муж волок ее на плече до самой дороги, а „скорая“ ждала около хуторов, у свинарника».
Староста деревни неделю назад получила письмо из областного центра.
Валентина Корнеева, староста деревни Высоково: «Окончательное решение о сроках строительства и возможности увеличения суммы финансирования будет принято после рассмотрения Государственной думой Ярославской области».
Такое письмо уже десятое за последние годы. Чтобы протянуть сюда километр дороги в бюджете надо найти 30 миллионов рублей. А в деревне