Главная битва за места в Законодательном собрании Грузии проходит со свойственной для этой республики эмоциональностью.
В Грузии день выборов объявлен выходным. Судя по всему, явка ожидается высокой, избиратели начали приходить на участки еще до открытия. Выбрать предстоит 150 депутатов. Половина из них пройдет по партийным спискам, минимальный порог — 5%.
Предполагается, что основная борьба развернется между правящим «Единым национальным движением» и оппозицией, несмотря на то, что это блоки, и первый называется Объединенная оппозиция.
В бюллетенях — 9 партий и 3 избирательных блока. В Евросоюзе уже заявили, что эти выборы станут для Грузии «тестом на демократию».
Этот тест республика проходит со свойственной ей эмоциональностью. Местным избиркомам иногда на кулаках приходится отстаивать право граждан на свободное волеизъявление. Сразу с нескольких участков пришли сообщения о драках, в которых участвовали те, кто организует процесс голосования.
Однако в Грузии немало людей, уставших от накала страстей. Эти граждане на выборы просто не пошли. Расклад сил оценил корреспондент НТВ Вадим Фефилов.
Нино Бурджанадзе — второе лицо грузинского государства. Дважды за прошедшие 6 лет она исполняла обязанности президента страны. В эти дни 12 грузинских политиков — лидеры различных партий — мечтают войти в ее кабинет на правах хозяина. И для всей Грузии, пожалуй, остается загадкой, почему Нино Бурджанадзе отказалась от борьбы за свое кресло.
В интервью Нино Бурджанадзе сообщает, что новым председателем парламента Грузии, скорее всего, станет человек, которого двигает правящая Национальная партия Саакашвили.
Нино Бурджанадзе, председатель парламента Грузии: «Я точно знаю, что меня заменит господин Давид Бакрадзе. Он — бывший председатель Комитета по европейской интеграции. Этого человека я сама рекомендовала, я этим очень горжусь».
Георгий Хаиндрава, представитель оппозиции Грузии: «Надо показать нашим друзьям, как лучше прослушивать наши разговоры. Это совсем несложно. Мы можем по телефону назначить конспиративную встречу, вы туда подъезжаете, и мы покажем машины, которые будут наблюдать за происходящим».
Оппозиция, проиграв зимние внеочередные президентские выборы (как утверждают грузинские диссиденты, не без вмешательства ЦИКа), говорит о давлении со стороны властей в ходе этой предвыборной кампании.
Леван Гачечиладзе, лидер Объединенной оппозиции Грузии: «Если выборы будут фальсифицированы, дальнейшее не зависит от политиков, в том числе и от Левана Гачечиладзе. Народ готов к революции, готов идти до конца».
В здании грузинского парламента, в подвале находится маленькая часовня, где висит икона святой Нино. Парламентский корреспондент популярного грузинского
Нино Бурджанадзе, председатель парламента Грузии: «В некоторых районах Тбилиси, мне кажется, у оппозиции больше шансов на победу, чем у правящей партии. А в регионах ситуация обратная, там, скорее всего, будет лидировать „Единое национальное движение“».
В случае победы на выборах грузинская оппозиция предлагает модель парламентской республики.
Леван Гачечиладзе, лидер Объединенной оппозиции Грузии: «Грузия погибает. У нас нет свободного суда, нет свободной Имеди. Саакашвили успешно создал полицейское государство, где все телефоны слушаются, всех снимает скрытая камера. В таких условиях гордый грузинский народ не может жить».
Гия Хухашвили, политолог: «Основная часть населения эти выборы, вероятно, будет рассматривать как второй тур президентской гонки. Другими словами, народ высказывает свои политические предпочтения не для того, чтобы выбрать депутатов, а для того, чтобы отправить власти домой. Я имею в виду президента. Думается, что наши граждане голосуют не за
Выборные страсти сегодня накалены до такой степени, что порой главным аргументом на избирательных участках становятся кулаки. С проведением этих парламентских выборов Грузия может вновь оказаться во внутриполитическом тупике, если оппозиция откажется признавать итоги голосования.