Как сейчас выглядит самая горячая точка Ближнего Востока и Азии можно увидеть в Берлине, где открылась выставка «Вещественные доказательства». Это сотни фотографий и документальных свидетельств из убитых войной Кабула, Багдада, Фаллуджи.
Эта правда, которая колет глаза. Искалеченные судьбы миллионов от Багдада до Кабула, уничтоженные жизни, дома, улицы, страны. Военный репортер Ози Гринуэй стал одним из тех, кто этот ужас видит собственными глазами. Свою фотохронику по горячим следам он не успел напечатать для этой выставки. Утром Гринуэй прилетел из Ирака, с самой линии фронта. Такого далекого для европейцев, а на самом деле столь близкого.
Ози Гринуэй, фотограф: «Перед нашим возвращением боевики ИГИЛ опять стали штурмовать город Теркук, отбитый курдами всего двумя неделями ранее. Там снова бесконечная оппозиционная война. Шаг вперед, два шага назад, и снова сотни убитых. Вернуться в Европу после этого опыта — странное чувство. Я не уверен, понимают ли здесь масштаб того, что там прямо в эти минуты творится».
Ему и коллегам, открывающим экспозицию, жуткими кадрами хотелось бы не стращать зрителя, а объяснять и показывать. Помимо крови и слез, причины и следствие. Под разными предлогами войска стран НАТО суммарно 20 лет наводили порядок на Ближнем Востоке. Итог — 30 тысяч погибших в Афганистане и свыше 200 тысяч в Ираке.
Бенджамин Хиллер, фотограф, куратор выставки: «Это иракский Мосул, в котором традиционно жили христиане. Когда исламистские боевики прорвались к его границам, стало ясно, что придется эвакуировать жителей. Было понятно, что террористы начнут уничтожать храмы, святыни. Это курдский спецназовец, несущий спасенную статую Христа, до лучших времен, когда оттуда удастся выбить исламистов».
Пока же спасенная фигура Христа будет здесь в робкой надежде на освобождение Мосула. Название фотопроекта «Вещественные доказательства» не обманывает. Они присутствуют здесь рядом со снимками, словно сходя с поверхности кадра. Причем это не бутафория, а, например, тот самый ковер, в который афганские контрабандисты втирают порошок опиума. А вот на таких повозках в Афганистане бочками перевозят уже героин.
Доставить такие вещдоки через границу с Таджикистаном в Россию и до самой Европы фоторепортерам было, конечно, труднее, чем просто