В мире в целом и в нашей стране в частности вспомним о географии и дорогах спрос на этот вид летательных аппаратов достиг состояния бума.
На минувшей неделе в России впервые устроили специализированную вертолетную выставку. Момент вроде бы выбран правильно: в мире в целом и в нашей стране в частности вспомним о географии и дорогах — спрос на этот вид летательных аппаратов достиг состояния бума.
А вот ситуация в самой области у нас от радужной далека: дефицит всюду — от идей до кадров. Удастся ли отечественным компаниям закрепиться на международном вертолетном рынке? Корреспондент НТВ Алексей Кондулуков заглянул в будущее винтокрылой России.
В частной вертолетной школе недоверчивым слушателям объясняют, как получается, что тяжелая машина парит в воздухе со сломанным двигателем. На честном слове, не на одном крыле. Теория, затем 42 часа налета и «пилотную» куртку можно носить на всех правах. За их получением в летные школы сегодня обращаются те, для кого собственный вертолет не роскошь.
Константин Миронов, руководитель компьютерной фирмы: «На охоту, на рыбалку летают, в командировку, в ближайшие города типа Нижнего Новгорода».
Стоимость нового аппарата — примерно полмиллиона долларов, в обслуживании как дорогая иномарка.
Последний осмотр, прогрев двигателя и… можно отправляться на дачу. Бизнесмен Сергей летает туда каждые выходные, меняя три часа в пробках на 50 минут в небе. Но дело, по его словам, не только в романтике и экономии времени. Малая авиация — это завтрашний день России.
Все чаще российские частные авиаторы командуют: «От винта!» Парк личных самолетов и вертолетов растет с каждым годом, при этом спрос значительно опережает возможности индустрии. В том, что касается легких вертолетов, он в основном восполняется за счет иномарок. Тот же «Робинсон» продал в прошлом году 60 машин. Но и для российских производителей ближайшая пятилетка, говорят специалисты, — это уникальный шанс для рывка в технологическое будущее.
Сегодня вертолетный бум во всем мире, спрос на винтокрылые машины удваивается, утверждают устроители первой российской выставки вертолетов
Андрей Шибитов, генеральный директор компании «Вертолеты России»: «Очень выросла потребность латиноамериканского рынка, выросла потребность азиатского рынка. Все смотрят с вожделением на индийский и китайский рынок. Это просто огромные рынки, это тысячи машин».
Как поймать «восходящий поток», ломают голову российские вертолетостроители. Несколько лет назад они объединились в холдинг и сейчас готовят программу развития отрасли до 2015 года. К этому времени Россия должна выпускать 500 машин в год и занять 15 процентов мирового рынка.
Помочь в этом призвано сотрудничество с
Андрей Шибитов, генеральный директор компании «Вертолеты России»: «От выработки концепции машины до ее разработки, проектирования, производства опытного образца, испытания, и, естественно, производства».
Иностранцы помогут дополнить линейку моделей вертолетами легкого и среднего класса. Пока список российских новинок не слишком длинный:
Советский рекламный ролик отражает полное доверие между авто- и просто пилотами: летчики покидают кабину. Атакующая реклама российской продукции и в блокбастере
Впрочем, именно военная традиция зачастую мешает нашим авиастроителям, вертолеты получаются не слишком экономичными. Нужны и новые идеи, и свежие головы, говорят конструкторы.
Сергей Михеев, генеральный конструктор ОАО «Камов»: «Вполне может так получиться, что будут деньги, а людей может и не хватить. Потому что явно падает квалификация, уходят старики, а молодежь, которая традиционно подхватывала это дело в процессе
15 лет в авиастроение никто не шел, теперь катастрофически не хватает ни инженеров, ни рабочих рук. А именно сейчас время засучить рукава — портфель заказов собрали на полтора миллиарда долларов, до конца следующего года.
Александр Михеев, начальник департамента ВВС «Рособоронэкспорта»: «Где же мы людей возьмем? У нас же кадры — это сейчас основной вопрос. Это не только в оборонной промышленности так. Это, понимаете, везде так».
«В России традиционно урожай — такое же бедствие, как и засуха», — шутят вертолетчики и вспоминают слова конструктора Миля, сказанные им 30 лет назад.
Михаил Казачков, председатель правления Ассоциации вертолетной индустрии России: «Бог создал Россию для вертолетов. С учетом бескрайних просторов, отсутствия инфраструктуры, сейчас для России это, безусловно, уникальный вид транспорта».
Возрождение отрасли поможет ударить и по бездорожью, и по разгильдяйству, считают вертолетчики. Это «несущий винт» для всей российской промышленности. Добавить ему тяги, по их мнению, должны в конце года поправки в Воздушный кодекс, которые сделают авиацию
Сегодня разрешение на взлет у нас нужно запрашивать аж за сутки, во всем мире можно просто сообщить о полете за полчаса. Это называется «Открытое небо».