Ущерб от кражи большегрузной или же строительной техники от трактора или автокрана до бетономешалки или катка отныне сопоставим с потерями от угонов дорогих иномарок: сумма в рублях уже с девятью нулями.
Не все золото, что блестит. Последние российские тенденции доказывают: не в бровь, а в глаз эта народная мудрость. Ущерб от кражи большегрузной или же строительной техники — от трактора или автокрана до бетономешалки или катка — отныне сопоставим с потерями от угонов дорогих иномарок: сумма в рублях уже с девятью нулями.
В лидерах по этому криминальному бизнесу, как утверждается, Москва и область, а всплывает краденый транспорт практически по всей России. Об угоне в особо крупных размерах расскажет корреспондент НТВ Андрей Григорьев.
В свете фар только номера и можно разглядеть, но этого вполне достаточно, чтобы определить: это те самые три автокрана, которые были угнаны в одном из столичных районов. С дополнительным освещением видны и более мелкие детали преступления.
На замке — отпечатки пальцев задержанного на месте происшествия. «Меня попросили привезти, денег давали, вот я и привез», — оправдывается мужчина.
А у другого злоумышленника был при себе травматический пистолет, из которого он при задержании отстреливался от милиции. Получается классический для таких дел разбойничий дуэт: водитель и стрелок.
Раз воруют трактора, значит, строить в стране пришла пора. Это сезонный вид криминального бизнеса (спецтехнику весной и летом всегда угоняли), но на этот раз сезон
Алексей Бахромеев, начальник
Трактор, если он импортный и почти новый, вполне может стоить до 1,5 миллионов рублей, самосвалы и бетономешалки — до трех, каток — 6,5, экскаватор — девять. Бульдозер, асфальтоукладчик или автокран (абсолютный хит среди угоняемой тяжелой техники) — до 12 миллионов рублей.
Общий ущерб от таких, только на первый взгляд кажущихся анекдотическими угонов, уже превысил миллиард рублей.
В строительный сезон бетономешалка никому не помешает, а задействованные почти на каждой площадке всем привычные и доступные машины, если бы конкурировали с легковыми, легко вошли бы в «десятку» самых дорогих автомобилей мира.
Только вот любой «бугатти» (Bugatti) или «майбах» (Maybach) владелец бережет, как зеницу ока, снабжая самыми современными охранными сигнализациями. А спецтехнику разве что на ночь железной цепью к забору пристегивают, как будто приглашая угнать за 60 секунд.
Реконструкция того, как это обычно происходит: напарники идут на дело в масках, у одного в руках пистолет. Оба врываются в будку сторожа. Скотчем связывают руки охраннику, берут ключи от автокрана. Сторож связан, и автокран уезжает в неизвестном направлении. Весь налет занимает всего несколько минут, но это лишь видимая часть айсберга.
Ильмир Мухамадьяров, начальник отдела оперативной службы департамента уголовного розыска МВД России: «Существуют целые группировки, которые этим занимаются. Тут же есть понятие — процесс подготовки к преступлению, совершение самого преступления.
То есть, к похищаемому автотранспорту идет машина сопровождения, еще есть
В Нижнем Новгороде такая группировка в полном составе оказалась на скамье подсудимых. Организатор, который занимался и продажей, двое
Однако показательный судебный процесс волну угонов не остановил. Чаще всего угоняют под заказ, но и без заказа реализовать бульдозер или экскаватор можно за считанные часы. В России строительный бум и чтобы официально купить новый автокран, придется ждать несколько месяцев, а тут сами привезут, да еще и подешевле.
Ильмир Мухамадьяров, начальник отдела оперативной службы департамента уголовного розыска МВД России: «Если есть спрос, значит, есть и предложение. Человек строит коттедж или
Угнанная спецтехника хоть и едет тихо, но находят ее потом очень далеко, зачастую даже на Украине, в Грузии, Белоруссии или Казахстане. Доказать, что она ворованная, практически невозможно. К тому же если платформу с краном или экскаватором на другой автомобиль переставили.
Сергей Ерофеев, строительный мастер: «Перекрашивают, перебивают номера. А потом она, эта техника, естественно, на стройках же и используется, только по другим документам, наверное».
Поддельные документы готовят заранее. Проверкой бумаг занимаются не бдительные сотрудники автоинспекции, которые видели не один десяток фальшивых техпаспортов, а государственный технический надзор. У этой службы даже собственной базы краденых автомобилей нет.
Владимир Осипенко, начальник инспекции Гостехнадзора Новосибирской области: «Мы в первую очередь проверяем, работает машина или нет, исправны ли у нее агрегаты, насколько качественно она будет работать».
В Челябинске спутниковые сигнализации впервые стали устанавливать на грузовики. Прячешь в салоне такой передатчик, который при угоне активируется нажатием одной кнопки на брелоке, и моментально узнаешь местонахождение машины.
Андрей Рябко,
Стоит такой аппарат 18 тысяч рублей, плюс еще 10 тысяч — установка. По сравнению с ценой машины, конечно, мелочь. Но хозяин вряд ли сам сидит за рулем и может подвергнуться нападению, а наемному водителю тоже нет никакой разницы, угонят технику или нет.
Виктор Быков, крановщик: «На этом автомобиле даже двери не закрываются. То есть, подошел, сел, поехал».