Во Франции главный праздник для ветеранов Сопротивления. Многие из них сражались плечом к плечу с советскими солдатами.
Во Франции сегодняшний день — главный праздник для ветеранов Сопротивления. Многие из них сражались плечом к плечу с советскими солдатами. И сегодня воздают почести не только своим павшим соотечественникам, но и братьям по оружию из СССР.
С одной из участниц сопротивления в деревушке Нойе
В этот день она всегда просыпается рано, делает себе крепкий кофе и надевает праздничную одежду. Она родилась на Монмартре в Париже, но живет в глухой деревне во французской провинции. Мадам Леберр 87 лет. У нее уже 5 правнуков. И День Победы для нее — личный праздник.
Женевьева Леберр: «Вот так каждый день 8 мая я собираюсь на советское кладбище. Это великий праздник».
Ветеран французского Сопротивления мадам Леберр не отличается политкорректностью. Если ее спрашивают о войне, она говорит правду.
Женевьева Леберр: «Я как человек, который видел войну своими глазами, соседям так и сказала: если бы не русские в той войне, вас бы тут не было. Посмотрите на мои медали. Это все, что я ношу с собой и чем я горжусь».
Со своим мужем она познакомилась во время войны. Он тоже был участником Сопротивления.
Женевьева Леберр: «Поженились мы оригинально. Для того, чтобы обвенчаться, нас сбросили на парашютах в Лондон. Надо было спешить. Для этого мы успели пересечь с женихом Пиренеи и посидеть в испанской тюрьме. Кстати, мой муж говорит
Закрыть дверь дома, взять в руки боевое знамя Сопротивления и мимо любимых цветов — на встречу к боевым друзьям.
Василий Митрохин, Александр Капитанов, неизвестный советский солдат, погибший за родину. Более 4,5 тысяч таких надгробий. После войны, по решению генерала Де Голля, останки советских солдат и военнопленных были свезены сюда, на военное кладбище у небольшого французского городка Нойе
Сегодня здесь, во французской провинции, отдали дань память погибшим в той войне российские дипломаты, французские военные и ветераны. Говорят, это одно из самых крупных советских кладбищ в Европе.
За каждым надгробием — история погибшего советского солдата или военнопленного. Те, кто тут похоронен, не дожили до победы. Наследие войны — пустые таблички вместо имен.
Участник акции памяти: «Если вдруг найдутся родственники, если
После торжественной церемонии мадам Леберр принимала поздравления. Пользуясь случаем, жаловалась мэру на плохую дорогу к кладбищу. 87 лет — не повод унывать, тем более в праздничный день.
Женевьева Леберр: «Нормально идем. Я 30 лет со знаменем хожу, не впервой».