Абхазии и Южной Осетии не понравилось предложение грузинского президента.
Абхазия и Южная Осетия сегодня ответили на предложение президента Грузии отказом. Накануне вечером в телеобращении Михаил Саакашвили призвал жителей двух непризнанных республик строить единое с Грузией государство. Из Цхинвали и Сухуми ответили примерно одинаково, отметив, что выбрали свой путь — к независимости.
И как стало известно, число российских миротворцев, которых Москва планирует дополнительно направить в Абхазию, останется в рамках международных соглашений. Об этом заявил глава российского МИДа Сергей Лавров. При этом глава внешнеполитического ведоства отметил, что Россия не собирается воевать с Грузией.
О ситуации в Закавказье — корреспондент НТВ Владимир Чернышёв.
Грузинский президент в телеобращении к жителям Абхазии и Южной Осетии был доброжелателен и миролюбив. Он снова призвал жить вместе и дружно, но не забыл напомнить, что
Михаил Саакашвили, президент Грузии: «Сегодняшняя Грузия протягивает руку дружбы народу Абхазии и Южной Осетии. Но есть весьма агрессивная сила, которая считает, что вправе принимать решение вместо вас».
Еще эфир не закончился, а реакция Абхазии и Южной Осетии была ясна. Лидеры непризнанных республик вскоре дали ожидаемый ответ: единое государство невозможно, Абхазия и Южная Осетия в государстве Грузия себя не видят ни при каких условиях, и именно в самой Грузии видят агрессивную силу.
Мурат Джиоев, министр иностранных дел Южной Осетии: «Ни о какой форме вхождения республики Южная Осетия в состав Грузии после
Сергей Шамба, министр иностранных дел Абхазии: «Все эти слова не могут вызывать доверия у нас до тех пор, пока Грузия не сделает шаги к реальному снятию напряженности и реальной демонстрации готовности разговаривать языком не ультиматумов, а мирных инициатив».
Слова Саакашвили об агрессивной силе конкретизировал минувшей ночью грузинский МИД, выступивший с заявлением, в котором назвал увеличение российского миротворческого контингента в Абхазии безответственным и провокационным шагом.
Тем временем Россия разъясняет: укрепление миротворцев связано именно с наращиванием Грузией военных сил в Кодорском ущелье, что может дестабилизировать ситуацию в зоне конфликта и поставить миротворческие усилия на грань срыва.
В таких условиях присутствие российских миротворцев ставится решающим фактором предотвращения эскалации напряженности, говорится в заявлении российского МИДа. А министр Лавров отвечает оппонентам, обвиняющим Россию в агрессивных намерениях: Россия воевать не собирается, но готова защитить от агрессии своих граждан — в Абхазии и Южной Осетии их проживает немало.
Сергей Лавров, министр иностранных дел РФ: «В случае, если грузинская сторона начнет приводить в действие неоднократно звучавшие угрозы о применении силы для урегулирования конфликтов в Абхазии и Южной Осетии, тогда мы будем вынуждены применять ответные меры для защиты наших граждан. Поэтому я бы не советовал никому подменять понятия и
Сергей Шамба, министр иностранных дел Абхазии: «Увеличение контингента, которое сейчас происходит, осуществляется в соответствии с имеющимися договоренностями глав государств СНГ. Там было записано, что количество миротворческих сил должно быть три тысячи человек. Все это время их было приблизительно две тысячи человек».
Пока дипломаты обмениваются нотами, пушки молчат, и это дает надежду на то, что будут молчать они и дальше. Ведь вооруженный конфликт ни одной из сторон не нужен, и в Тбилиси, несмотря на военную браваду, не могут не понимать утопичность планов военного захвата Абхазии и Южной Осетии.
Впрочем, Грузия рассчитывает и политическим давлением решить вопрос, заявляя о приостановке переговоров с Россией по вступлению в ВТО и апеллируя к НАТО с требованием способствовать выводу российских миротворцев.
Однако, похоже, в НАТО не готовы идти на такую конфронтацию с Россией. К тому же российские миротворцы в регионе действуют по мандату СНГ, и НАТО здесь совсем не при делах.