Российская военная мощь сегодня приросла на 110 тонн. Это вес невооруженного Ту-160 — сверхзвукового бомбардировщика, который с большой помпой выкатили из цехов Казанского авиазавода. После торжественной церемонии и необходимой подготовки самолет взлетел и отправился на авиабазу в Энгельс — к месту постоянной дислокации.
Таких подарков стратегическая авиация не получала с советских времен, в каковые этот самолет и заложили. Потом строительство застопорилось и было завершено только сейчас — Ту-160 с бортовым именем Виталий Копылов стал первым ракетоносцем, выпущенным в современной России. Начинка в нем, как уверяют, тоже современная.
Репортаж корреспондента НТВ Александра Калинина.
Рассказывать о технических характеристиках и боевой мощи этого самолета можно долго и неинтересно. Обычному человеку название Ту-160, например, ничего не скажет. Может, поэтому американские военные, чтобы сразу знать, о чем идет речь, называют этот самолет «Блэк Джэк» (Black Jack — в честь известного ковбоя, с которым лучше не связываться). В России Ту-160 ценят в основном за красоту и поэтому часто называют «Белым лебедем».
Летчик 1-го класса Фарид Шайдулин летает на «Лебеде» уже 8 лет. Из шести типов самолетов, которыми приходилось управлять, этот — любимый. В кабине, рассчитанной на 4 человека, тесно, но в полете можно позволить тебе определенную роскошь — встать и походить по маленькому коридорчику и даже сделать перерыв на обед. Здесь и печка есть, правда не микроволновая, а обычная, и раскладной стол. Одно движение — и почти барная стойка готова.
Для российской армии Ту-160 — давно не новость. На вооружении таких машин уже 15. Этот — 16-й, прилетел сегодня буквально с конвейера Казанского авиазавода. Событие, в общем-то, знаковое. Потому что старый, но модернизированный Ту-160 — явление привычное. Этот ракетоносец собран с нуля впервые за последние 10 лет. Правда, и собирали его примерно столько же. Начали в 90-х, в перестройку заморозили. После нее — продолжили.
Чтобы понять важность события, достаточно назвать сумму, в которую обходится сборка Ту-160 — четверть миллиарда долларов. Неудивительно, что до августа 2007-го они почти не летали, даже в учебных целях. Уж слишком дорогим было содержание машин. Фарид Шайдулин делится радостью: за 2 года он и его «Белый лебедь» поднимались в небо уже 30 раз.
Фарид Шайдулин, пилот 1-го класса: «Лет 5 назад налет на каждого получался, наверное, максимум по 12–15 часов, в прошлом году мы уже налетали часов по 60–70».
На аэродроме города Энгельс новую «тушку» встречали, как и положено, с торжественным построением, освящением и, наконец, совсем уж человеческой процедурой — наречением. Это уже стало традицией — называть очередной Ту-160 именем известного человека. Этот назвали в честь героя соцтруда Виталия Копылова.
Скорость 2,5 тысячи километров в час, дальность полета без дозаправки — 13000 километров, 12 авиационных крылатых ракет на борту и 40 тонн бомб. А теперь, после модернизации, еще и новые виды вооружения. Единственный, кто может соревноваться с Ту-160 — это американский B1B, но наш лучше вооружен, грузоподъемнее и просто больше.
Игорь Хворов, начальник главного штаба ВВС России: «По досягаемости, по боевой нагрузке, по выполнению задач этот самолет, конечно, превосходит B1B».
Этот Ту-160 уже назвали первой ласточкой в деле глобальной модернизации российских ВВС. Говорят, будут и другие, причем почти по олимпийскому принципу «быстрее, выше, сильнее». Дату появления новых самолетов пока, как и положено военным, держат в секрете.