Обзавестись орденом или медалью в современной России дело нехитрое. Это государственную награду еще заслужить надо.
Заслуженное признание. На минувшей неделе по всей стране стартовала акция «Георгиевская ленточка», она проходит уже три года подряд в преддверии 9 мая.
Обзавестись орденом или медалью в современной России — дело нехитрое. Это государственную награду еще заслужить надо. С общественной, был бы спрос, вам сами услужат.
Корреспондент НТВ Алексей Кондулуков выяснял, кого кормит чужое тщеславие.
Звездопад. В зале торжественных церемоний храма Христа Спасителя это уже привычное явление. Бриллиантовые, золотые и просто серебряные звезды, рубиновые кресты, ордена с громкими именами. Благотворительная организация вручает свои награды, здесь же подобные церемонии проводят различные ассоциации и фонды.
Сегодня в России настоящий бум награждений, утверждают специалисты по фалеристике. Десятки новых орденов и медалей появляются чуть ли не каждый месяц, трудно избежать повторения. В Академии российской символики под заказ разрабатывают эскизы, чеканят медали и даже целые орденские линейки.
Есть, например, наградная система города Нефтеюганска. «Это знаки по профессиям. Почетный гражданин, за заслуги перед городом. Ряд военных, охранных медалей. Материнская слава», — перечисляет Борис Субботин, президент Академии русской символики. А некоторое время назад свои знаки отличия завел Московский кабельный завод и подошел к делу ответственно: орденоносцам полагаются льготы.
Ордена корпоративные, ордена региональные… Собственные знаки отличия появились почти во всех областях и национальных республиках. Сотни новых наград ищут своих героев.
Сергей Левин, старший научный сотрудник Государственного исторического музея: «Обязательно надо орден учредить. Ну, почетный знак, там, наградной знак, нагрудный знак.
Беспокоятся в Историческом музее и показывают на витрину. Оказывается, подобное уже проходили в
Александр Цветков, зампред Геральдического совета при президенте РФ: «Сейчас такая ситуация, что можно лозунг выдвинуть: „Осторожно, общественные награды!“»
Орден — символ почета и признания, иногда настоящего подвига, важно не допустить его обесценивания, считают в Кремле. И сами стараются вводить новые награды осторожно. А некоторые даже надеются никогда не вручать.
Георгиевский крест существует лишь в нескольких экземплярах. Немногие знают, но это действующая, хотя и «спящая» награда — так называют те, что вручаются во время войны с внешним противником. Так что награда есть, а награжденных нет. И слава богу.
Среди «спящих» наград также полководческие ордена Суворова и Кутузова, Ушакова и Нахимова, а также орден Александр Невского — высокие государственные награды. Но есть еще орден Святого князя Александра Невского — и это так называемая общественная награда. Его вручает один из общественных фондов, просто спекулируя на созвучии в названии.
Александр Цветков, зампред Геральдического совета при президенте РФ: «У нас крейсер в
Дело в том, что законодательство позволяет общественным организациям поощрять граждан. И в некоторых случаях это превращается в «бизнес на тщеславии». Механизм простой: вначале новой наградой пытаются удостоить хотя бы заочно известных людей, затем берутся за неизвестных, рассылают им факсы.
Александр Цветков, зампред Геральдического совета при президенте РФ: «Идет достаточно пышный перечень этих людей, а затем прикладываются
Невольными участниками подобных махинаций становятся действительно уважаемые люди. Доктор Рошаль признается: пока во все вник, успел набрать целую кучку странных орденов.
Георгий Вилинбахов, государственный герольдмейстер России, председатель Геральдического совета при президенте РФ: «Это бывает трудно, особенно для
Да и отказываться порой неловко. Главный герольдмейстер России считает, что государство могло бы регулировать хотя бы использование госсимволики в общественных наградах, которые иногда даже стилизуются под высшие ордена страны.
Валерий Дмитриев, учредитель, председатель «Императорского общества России»: «Звезда Героя — один в один похожая, причем этим занимается не одна организация, а несколько. Я с ними не поддерживаю отношения, но я с ними знаком, потому что мне тоже предлагали. Сказали: князь, ты не хочешь себе еще Звезду Героя подцепить? Я отказался».
«Ничего святого!» — возмущается бывший спецназовец, а ныне председатель Императорского общества. На чемпионате по кикбоксингу он вручает свои ордена Святого Николая II, но это хотя бы самостоятельное произведение.
Валерий Дмитриев, учредитель, председатель «Императорского общества России»: «В отличие от других организаций мы так не делаем. Как говорят, „бабла срубить надо“, давайте сделаем презентацию и пригласим туда всех, кто захочет потом этим рисоваться».
«Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд». Эти стихотворные строчки вспоминает пенсионер Виктор Алексеевич. В награде важна репутация и частичка памяти. Он пришел к ювелирам заказывать медали для своих друзей — ветеранов ядерных испытаний, в живых
Виктор Голощапов, председатель Свердловского областного отделения Комитета ветеранов подразделений особого риска РФ: «Наши люди никогда ничего в жизни, прослужив по многу лет на полигонах, испытывая все виды термоядерного оружия, ничего не получали. Вот сегодня, когда им уже по
Государству за всем не уследить, поясняют историки. Для этого и существуют общественные награды во многих странах, были и они в царской России. Это одна из форм самоорганизации общества, просто нужно задать разумные рамки.