На этой неделе Владимиру Путину пришлось публично встряхнуть правительство. Под горячую руку попал вице-премьер Дворкович. Все из-за пригородных электричек, отмена которых с Нового года вызвала недовольство граждан в целом ряде регионов страны, кое-где настоящие драмы разыгрывались.
В режиме реального времени можно было наблюдать за чудесами ручного управления: стремительно отмененные пригородные поезда вернулись на рельсы. Теперь важность и масштаб проблемы все вроде бы осознали, осталось понять, найдено ли решение, которое позволило бы снять ее раз и навсегда.
Есть женщины в русских селениях — это как раз про Елену. Жительница села Должицы каждый день ходит на работу как на каторгу, пешком бредет в соседнюю деревню Лукомово, оттуда возвращается еще и с тяжелым рюкзаком (продуктовый запас). Как передает корреспондент НТВ Инна Осипова, в Должицы на машине можно доехать только по зимнику, автодороги как таковой нет. Соответственно, нет магазинов, больницы, почты. Единственная связь с большой землей — железная дорога. Когда отменили все электрички, жизнь небольшой деревни пошла под откос.
Псковская область, равно как и Вологодская, в этом году вынуждены были полностью отказаться от пригородного сообщения. Еще несколько регионов отменили маршруты частично. Всего по стране в этом году перестали ходить более 300 электричек, не считая тех восьми сотен, что сократили в прошлом и позапрошлом году. Нерентабельно, объяснили населению на местах. Пассажиры начали протестовать и собирать подписи за возвращение электричек на пути свои.
Пригородное сообщение всегда было убыточным. В пассажирские билеты не заложена вся себестоимость, иначе цены за проезд пришлось бы поднять в разы. Разницу должны компенсировать региональные власти. Но последние говорят: по тем тарифам, что им выставляют, электричка — уже роскошь, а не средство передвижения.
Сегодня в России 27 пригородных пассажирских компаний, все они — «дочки» РЖД, при этом платят монополии за аренду подвижного состава и услуги по обслуживанию путей. И как раз эти расходы — самые высокие, жалуются регионы. РЖД переводит стрелки: не нравятся цены на аренду — купите себе электропоезда и катайтесь на здоровье.
Звучали мнения, что Минтранс, РЖД, пригородные компании и регионы должныМестная жительница: «Что они, не знали раньше? Что, Путин должен за каждым следить? Я думаю, слава богу, что он распорядился! Дай бог ему здоровья!»
Сбежавшие электрички экстренно вернули и в других населенных пунктах. На этот момент уже больше 200 маршрутов вновь стоят в расписании, но это авансом, дали понять в РЖД, и запросили из федерального бюджета дополнительно 22 миллиарда рублей. Сейчас ведутся переговоры о том, как компенсировать убытки. Рассматриваются налоговые льготы, скидки на услуги РЖД, введение рельсовых трамваев. Путей решения проблемы много, но не за счет населения и возвращения в прошлые века.