Русский музей продолжает открывать масштабные выставки. Культурной общественности представили экспозицию из собрания княгини Марии Тенишевой.
В свой юбилейный год Русский музей продолжает радовать публику масштабными экспозициями. Сегодня в корпусе Бенуа представили выставку произведений из собрания известной меценатки XIX века Марии Тенишевой. Это сотни рисунков и акварелей выдающихся русских художников — Ореста Кипренского, Ильи Репина, Валентина Серова, Алексея Саврасова.
Также ценителям живописи покажут знаменитые и малоизвестные произведения Ивана Шишкина — крупноформатные пейзажи, такие как «Утро в сосновом лесу», а также великолепные этюды, рисунки и офорты, позволяющие раскрыть творчество знаменитого художника с малоизвестной стороны.
Репортаж корреспондента НТВ Павла Рыжкова.
Знаменитые частные коллекции прошлого должны представлять одно из крупнейших хранилищ России в юбилейный год. Так решили в Русском музее. За каждым собранием — история человека, его пристрастия, вкус и идеи, благодаря которым сегодня в знаменитых залах находятся те или иные полотна.
Работы Ивана Шишкина всегда собирали представители элиты. Среди почитателей художника был и Александр III. Правда, сам Шишкин не любил великосветские салоны. Таким, как на портрете Крамского в костюме его можно было увидеть редко. Мастерской живописца и его храмом был лес.
Владимир Гусев, директор Государственного Русского музея: «Он терпеть не мог надевать фрак. Он был лесным человеком. По воспоминаниям современников, пальцы у него были, как у лесоруба».
Говорят, что Шишкина боготворили все авангардисты, особенно Малевич. Великий реалист забирался в такие лесные чащи, где еще не был никто. И тогда на холстах возникали удивительные детали.
Галина Павлова, хранитель отдела гравюр Русского музея: «Он не считал лишним изобразить даже упавшее мертвое дерево, травинки, которые его покрыли, и он дорожил этими деталями».
За эти драгоценные детали, за передачу флюидов света, проходящих сквозь стволы, художника любят специалисты Русского музея. При этом их профессиональные интересы не обязательно связаны с Шишкиным.
Как можно не влюбиться в его Линдуловскую рощу! Художник сохранил для нас на холсте корабельные петровские сосны, какими они были сто лет назад. Правда, позволил себе внести особую правку.
Евгения Петрова, заместитель директора Русского музея: «Тогда она тоже выглядела не блестяще, она была темной. В
Конечно, в такой программной выставке невозможно было обойтись без шедевров из Третьяковки, таких как «Рожь» и «Утро в сосновом лесу». Но есть в Русском и своя сенсация.
Никогда не выставлялись авторские офорты, по которым можно было оценить ювелирное мастерство художника. Шишкина, конечно, собирала и Мария Тенишева.
В преддверии юбилея княгини в музее представили лучшее из ее коллекции. Пятую часть того, что меценат подарила музею Александра III. Саму хозяйку полотен Левитана, Кипренского, Врубеля можно увидеть на портретах известных живописцев.
Ирина Верховская, куратор выставки: «Она сидит, работает акварелью, а рядышком то же самое делает Репин. То есть Репин писал ее, а она занималась своим делом».
Наставником в приобретении самых интересных и изысканных предметов искусства у Тенишевой был сам Репин. Так, с легкой руки художника княгине достался фриз Васнецова с большой скидкой. Первоначальную цену в пять тысяч рублей достаточно большую для дореволюционной России удалось снизить до двух тысяч.
Женщина, которую боготворили за поддержку Бенуа и Дягилев, в скульптурных композициях Трубецкого мечтательная и одухотворенная. Недаром ее при жизни называли Гордостью всея России. Благодаря таким великим коллекционерам прошлого, сегодня в государственных собраниях хранятся признанные произведения мирового уровня.