В Москве отмечают 20-летие африканской битвы за город Куито-Куанавале .
В Институте Африки собрались ветераны ангольской кампании. Туда Москва отправляла не воинский контингент, а военных советников. Но бои от этого не стали менее кровопролитными. Из командировки вернулись не все.
Кульминацией войны между правительственными частями (им как раз и помогали советские специалисты) и подразделениями группировки УНИТА (ее поддерживала ЮАР) стала битва за город
В Москве сегодня отмечают
Это было крупнейшее сражение в Африке со времен Второй мировой войны. Стороны бросали в бой десятки танков, авиацию, даже химические заряды и запрещенные шариковые бомбы. Дело было в Анголе. За социалистическое правительство бились кубинские добровольцы и советники из Москвы. А на стороне повстанцев группировки УНИТА дрались войска ЮАР, наемники со всего света. Битва шла у местечка
Сергей Коломнин,
Здесь произошла решающая битва секретной войны.
Вадим Сагачко, председатель Союза ветеранов Анголы: «Некоторые офицеры, которые побывали в Афганистане, говорили, что никогда такого не видели. Это они про Анголу так говорили. Потому что в Афганистане наши столкнулись с партизанскими отрядами, вооруженными легким вооружением. А здесь встретились с налетом авиации противника, с дальнобойной артиллерией, с реактивными системами залпового огня».
Сначала все шло по советскому плану, но потом череда тяжелых поражений. Советские спецы, которые по идее не должны были воевать на поле боя, часто оказывались под огнем. То есть в положении простых солдат. Игорь Жданкин вспоминает, что происходило на передовой.
Игорь Жданкин, подполковник запаса: «Побросали все, несли только самые дорогие свои вещи: фотографии родных и близких, письма. Они ползли по заболоченной пойме реки, через которую техника не идет. Через нее только можно либо ползти, либо идти пешком, но проваливаться по колено. Они проползли полтора километра».
По усыпанной останками техники дороге на
Вадим Сагачко, председатель Союза ветеранов Анголы: «Иногда он мог выполнить, а иногда мог сказать, что сам все знает. Они говорили, что у нас была Великая Отечественная война, мы наступали фронтами. А тут партизанская война».
Можно открыто говорить о том, что критическое для советского блока положение спасла массированная интервенция Кубы. Фидель Кастро бросил в Анголу элитную
Владимир Корольков, бывший военный переводчик: «Кубинцы на своих торговых судах привезли кирпичи. В течение трех месяцев был построен шикарный аэропорт со всеми системами авиационной поддержки для стратегических бомбардировщиков. Аэродром, с которого можно было развернуть широкомасштабное наступление на Намибию, а в дальнейшем и на ЮАР».
После этого маневра сражение длиной в год завершилось мирными переговорами. ЮАР и Куба вывели войска из Анголы. При этом каждая из сторон заявляла о своей победе. Но в Южной Африке с тех пор пала система апартеида, а Фидель живет и правит.
Москва получила дружественное правительство, а вот советских ветеранов закон 20 лет не признавал участниками конфликта. Однако скоро это будет исправлено. Соответствующие поправки в закон рассматривает Госдума.