В Польше вспоминают события 65-летней давности. 19 апреля 1943 года в еврейском гетто в Варшаве произошло восстание.
В Польше вспоминают события
Всего около тысячи человек, плохо вооруженных и уже ни на что не надеющихся, предпочли активную борьбу смерти в газовой камере. Выжить удалось единицам.
С очевидцами встретился корреспондент НТВ Виктор Кузьмин.
Вдоль стены старого еврейского кладбища проходила западная граница варшавского гетто, здесь же после восстания в братских могилах хоронили погибших.
Туристы часто приезжают к мемориалу погибшим евреям, которые пали во время немецкой оккупации. В эти дни иностранцев особенно много. Джессика из Бостона пришла к памятнику со своей семьей. Ее отец родом из Польши, он решил показать внукам свою родину.
Джессика: «Мы живем в США. Мы считаем, что детям важно знать историю еврейского народа и историю Второй мировой войны».
На кладбищенском заборе на днях появилась памятная табличка. Она почти незаметна, но уже стала частью туристических маршрутов. На ней представлена схема еврейского гетто в Варшаве и короткая надпись: «Памяти тех, кто страдал, сражался и погиб». Мало осталось людей, кто был свидетелем трагических событий.
Веслав Невецки, ветеран Варшавского восстания: «Там, где сейчас проходит маршрут автобуса, во время войны ходил трамвай. Пути были линией, которая отделяла гетто от города. Со стороны дворца было большое гетто, а дальше, за нынешней аллеей
По приказу немецких оккупационных властей гетто было отрезано от остальной части города 16 ноября 1940 года. Изначально оно занимало огромную площадь, потом его постепенно уменьшали.
Сюда согнали 360 тысяч евреев из Варшавы и около 90 тысяч из других городов. Около 100 тысяч человек умерли от голода. Летом 1942 года 300 тысяч узников были вывезены в Треблинку и уничтожены в газовых камерах. 19 апреля 1943 года в гетто началось восстание.
Анджей Жбиковский, историк: «С военной точки зрения, у повстанцев не было никаких шансов. Восточный фронт, Советская армия находились в это время еще в тысяче километров от Варшавы. Западный фронт был еще дальше. Поэтому никто из членов двух еврейских организаций — Еврейской боевой организации и Еврейского военного союза, которые подняли восстание, — не рассчитывал остаться в живых».
Бои продолжались до середины мая, в то время как немцы по очереди сжигали дома. Те, кто не погиб в боях, в пожарах или под развалинами, были уничтожены в ноябре 1943 года в концлагерях. Выжили единицы.
Генрих Лагодзкий, ветеран Варшавского восстания: «Мой фронтовой товарищ Антоний Реньский доставлял в гетто продукты и оружие по канализационным каналам или обманом в машинах, которым можно было въезжать на территорию. Оружием помогали и польские подпольщики».
Повстанцев насчитывалось около тысячи, они были слабо вооружены. По данным немецкого командования, у них был всего один пулемет и несколько автоматов. У других в лучшем случае нашлись пистолеты.
Подавляло восстание около 2 тысяч эсэсовцев. Участников бунта расстреливали из танков и артиллерийских орудий. Кроме того, немцы распыляли огромное количество горючей смеси, с помощью которой гетто попросту сожгли.
Анджей Жбиковский, историк: «Восстание было актом отчаяния, евреи не знали, что с ними собираются сделать. У них были все основания считать, что всех их уничтожат в газовых камерах в Треблинке. У них не было выбора».
Сегодня в Варшаве несут цветы к обелискам, которых в центре города довольно много. Памятные сооружения есть почти на каждой улице, где находились гетто. Вечером здесь накроют большой пасхальный еврейский стол, чтобы воздать хвалу Богу и помянуть тех, кто погиб, сражаясь в еврейском гетто.