Сегодня в мире вспоминают об одном из самых важных событий Второй мировой войны. Ровно 70 лет назад в Крыму началась знаменитая Ялтинская конференция.
Лидеры Советского Союза, Соединенных Штатов и Великобритании встретились в тот момент, когда исход войны уже был ясен. И фактически Иосиф Сталин, Франклин Рузвельт и Уинстон Черчилль за круглым столом решали, каким будет послевоенный мир. Именно благодаря решениям, принятым в Ялте, Европа полвека жила в мире. А некоторые правила, утвержденные на Ялтинской конференции, — например, право вето для постоянных членов Совета безопасности ООН — успешно действуют и в наши дни.
В феврале 1945 ей было 17. Юную официантку офицерской столовой не подпускали к большой политике — пропускной режим, но в Ливадийском дворце уже чувствовалась весна Победы.
Магдалина Исина, в 1945 г. — сотрудник обслуживающего персонала Ялтинской конференции: «Там всегда стоял офицер, они очень красивые были, в синих фуражечках, такие сапожки, вообще как с иголочки. Были
Юная Магдалина и видела только мельком лишь Молотова и Вышинского, да от Рузвельта оставшееся во дворце лимонное дерево — специально доставили: президент США любил чай с лимоном. Но спустя годы она с грустью цитирует слова Черчилля, сказанные буквально в соседнем от места ее первой работы зале. Тогда, казалось, они о новом мире, сегодня понятно, что о мире, уже ушедшем в историю.
Магдалина Исина: «В этом зале мы должны воплотить в жизнь всеобщую мечту о том, что люди будут жить в мире, защищенные нашей непобедимой силой от агрессии, от зла».
Пока официантка Магдалина следила за подачей блюд офицерам охраны, в тарелке, которая хранится в Севастопольском музее обороны, подавали лидерам «большой тройки» так полюбившийся Черчиллю борщ. На фотографиях, которые теперь в музее, видно, как потрясен Черчилль, осматривая руины Севастополя. Потрясением вид города стал и для Рузвельта.
Ирина Агишева, Национальный музей героической обороны и освобождения г. Севастополя: «Произнес такую фразу: „Я слышал о Роттердаме, Ковентри, Варшаве и Лидице. Но я видел Севастополь. И я знаю, что на земле не могут существовать одновременно германский милитаризм и христианское приличие“».
Это было настроение конференции: победа близка, и война не должна повториться, мир должен быть навеки. Американские и британские солдаты и офицеры гуляли по Крыму вместе с советскими, поражаясь их героизму и приглашали друг друга на свои корабли. Лидеры тройки были откровенны в беседах, как никогда в истории. Рузвельт жил в Ливадии, Черчилль — в Воронцовском дворце в Алупке, и знаменитые львы вызывали у него ассоциации.
Подробнее — в репортаже НТВ.