В апреле 1908 года аномальная теплая погода в столице привела к огромному бедствию разливу Москвы-реки . Была затоплена пятая часть города, по улицам жителей развозили… лодочники!
100 лет назад аномальная теплая погода в столице привела к огромному бедствию — разливу
Состоятельная публика забавы ради снимала челноки напрокат и каталась по российской Венеции, как тогда называли Москву. Однако для обычных горожан наводнение стало тяжелейшим испытанием.
О событиях столетней давности — корреспондент НТВ Александр Калинин.
Станислав Величко, историк: «Сто лет назад вода была на том уровне, откуда мы спускаемся по лестнице стороны Гончарной и Котельнической набережной».
Историк Александр Величко рассказывает о том, что сейчас может показаться только фантастикой — наводнение в Москве. Случилось оно внезапно. Апрель 1908 года выдался теплым, прямо как сейчас, и снег, которого зимой выпало очень много, сошел чересчур быстро.
Станислав Величко, историк: «С 9 до 11 апреля вода интенсивно поднималась буквально по несколько метров каждый день, и своего апофеоза достигло 11 апреля, по старому стилю, 1908 года. Это наводнение стало самым большим за всю историю города Москвы».
На уникальных кадрах, сделанных в те дни, можно увидеть, как вода прибывала постепенно. Сначала москвичи еще ездили по улицам, а потом уже плавали по ним.
Сейчас это даже представить трудно, но тогда, в апреле 1908 года, вода в московских реках поднялась на рекордные девять метров и затопила пятую часть столицы. Река сначала вышла из своих берегов (около семи метров), а потом поднялась еще на два метра.
Подтверждение этому — табличка на Якиманской набережной. После потопа такими были увешены почти все дома в центре столицы.
Михаил
Спустя сто лет из всех табличек сохранилась только эта. Других напоминаний о потопе в Москве нет. Да и не надо, уверены столичные коммунальщики.
Игорь Епифанов,
Даже если паводок в Москве будет очень сильным, вода не поднимется больше, чем на полметра. Такую защиту столица получила только в сталинские времена. Реку укрепили гранитными стенами, под землей построили сеть коллекторов, а вокруг города — цепь из водохранилищ.
«Видно, что вся улица затоплена, а публика стоит», — говорит Станислав Величко, показывая снимки.
На старых фотографиях, конечно, не видно, что у людей не только горе, но и праздник. Наводнение произошло в канун Пасхи. Люди отмечали и подсчитывали убытки одновременно. Москва в один миг лишилась запасов соли, сахара, спирта, встали электростанции, пивоваренный завод и шоколадная фабрика. Но даже тогда москвичи не изменили праздничным традициям.
Станислав Величко, историк: «Специально на лодках развозили куличи, пасхи, крашеные яйца. Есть множество фотографий, где люди вместе с
Воду из подвалов потом выкачивали целый месяц, а окончательно Москва оправилась только к осени. В Александровском саду Кремля после наводнения не досчитались пушки. Смыло ее или
Меньше всех досталось Третьяковской галерее. Картины вовремя перенесли на верхние этажи, а вокруг самого здания построили земляной вал и кирпичную стену. Про наводнение потом быстро забыли, но Москву еще долго в штуку называли российской Венецией.