Из-за противоречий в законе ребенка, если он не имеет доли в квартире, можно выписать в никуда. Таких случаев в Петербурге происходит все больше.
Уже несколько лет закон не принимает во внимание проблемы несовершеннолетних граждан. Это несправедливо, но законно. Почему, согласно новому Жилищному кодексу, дети могут оказаться на улице?
О нескольких семейных историях — в репортаже корреспондента НТВ Анны Пейчевой.
Возникла парадоксальная ситуация. Например, чтобы поменять ребенку фамилию, нужно собрать шесть различных документов и запросить разрешение опекунского совета. И в то же время законы позволяют выписать ребенка в никуда без всякого контроля со стороны отдела опеки. В случае, если ребенок не имеет доли в квартире, он легко может остаться вообще без крыши над головой.
В квартире №61 Людмила Данилова и ее
Людмила Данилова: «От жилья избавился наш папа. Бывший муж продал квартиру, а мы даже не знали об этом».
Тогда же Людмила выяснила неприятный факт. С 2005 года в Гражданский кодекс внесли поправки, которые дали собственникам новые права. В том числе возможность продавать квартиру, несмотря на прописанных в ней детей. А также право выписать этих детей через суд.
Людмила Данилова: «Мы звонили в органы опеки, а нам сказали, что нет смысла обращаться, потому что ребенок не был собственником. Они стали бы заниматься этим делом, если бы он был сиротой».
Получается, что три года назад детей поделили на тех, кого стоит защищать, то есть собственников, и тех, кого защищать необязательно, то есть просто прописанных в квартире.
Небольшая поправка привела к множеству семейных драм. Теперь отдел опеки не может выполнять главную свою функцию — следить за соблюдением интересов ребенка. Последняя надежда — на добросовестного нотариуса.
Игорь Максютов, руководитель отдела опеки и попечительства муниципального образования муниципального округа №71: «Если нотариус видит, что человек ведет нездоровый образ жизни или
Однако через нотариальную контору проходят далеко не все сделки с недвижимостью. Есть гораздо более простой и популярный способ продать квартиру.
Светлана Савинова, адвокат: «По закону для отчуждения недвижимого имущества должна быть простая письменная форма. Очень многие идут в любую фирму, оформляют договор в простой письменной форме.
Далее они идут в Управление федеральной регистрационной службы, сдают его на регистрацию. Договор можно и по доверенности сдать. Конечно, они не отслеживает момент благонадежности родителей».
В случае Ирины Глухенькой не помогла и проверка благонадежности собственника. Женщину вместе с полуторагодовалой дочкой Настей пожилой родственник выписал из комнаты в коммунальной квартире. Прокуратура даже не стала проводить проверку.
Владимир Защук, собственник комнаты: «Я выписал ребенка из комнаты, потому что я должен в комнате жить».
Поскольку идти Ирине было некуда, она заняла пустующую соседнюю комнату. Комната принадлежит государству и здесь в любой момент могут появиться новые жильцы. Семья Ирины сейчас фактически вычеркнута из жизни общества.
Ирина Глухенькая: «Я считаю, что это несправедливо. Я не могу сейчас его вообще никуда прописать. Он болтается в воздухе. То есть я не могу оформить гражданство, не могу оформить ребенка в садик, чтобы пойти на работу».
Про несправедливость нового закона говорят не только пострадавшие