В Петербурге прошла конференция политической оппозиции. В интерьерах гостиницы «Англетер» обсуждали возможность создания единой партии.
В Петербурге прошла конференция политической оппозиции. В интерьерах гостиницы «Англетер» обсуждали возможность создания единой партии.
Корреспондент НТВ Виктор Черногуз оценил, далеко ли от этих разговоров до реальных дел.
Подготовка к конференции велась в полном соответствии с ленинским принципом: «Прежде чем объединяться, нужно решительно размежеваться». На свою конференцию демократы не позвали многих теперь видимо бывших союзников.
Лидер «Яблока» Григорий Явлинский настоятельно рекомендовал членам своей партии не участвовать в мероприятии. Многие, тем не менее, не послушались. Петербургские «яблочники» и саму конференцию организовывали, и почтения к партийному руководству почти не испытывали.
Наталья Евдокимова, член бюро регионального совета российской демократической партии «Яблоко»: «Я не готова положить партбилет на стол. Но если и положить, то только вместе с коллегами. И создать партию тех, которых выгнали из „Яблока“»
Сама конференция началась с докладов, в которых демократы сначала занимались самокритикой.
Борис Немцов, оппозиционер: «Мы с вами несем ответственность за то, что это произошло. Дело в том, что мы разрозненны и слабы, с нами не считаются. Власть склонна к экспансии, власть захватывает то пространство, которое ей предоставляет общество. И если мы находимся в таком расхристанном состоянии, власть делает то, чему ее учили в школе КГБ».
А потом рассказывали друг другу о том, как трудно быть либералом в современной России.
Владимир Буковский, диссидент: «А со средствами сейчас очень трудно. Я даже не представляю себе, где сегодня можно добыть средства на развитие демократического движения. Эта задача сама по себе головоломная».
Единодушно было решено: прежде чем объединиться, нужно научиться не выяснять отношения. По крайне мере, публично. Но споров все же избежать не удалось, главным образом, по поводу конкретных действий. Объединяться в партию или создавать общественное движение, ходить на выборы или нет? Эти вопросы не давали демократам покоя.
Гарри Каспаров, лидер Объединенного Гражданского Фронта: «На мой взгляд, сегодня мы не можем говорить о том, что мы боремся за власть. Потому что власть в демократическом обществе означает победу на выборах. Мы боремся не за победу на выборах, а за то, чтобы выборы состоялись. И никоим образом нельзя перескакивать с одной задачи на другую».
На выборах в думу либералы набрали 4% на всех. Понятно, что кризис демократической идеи налицо и надо
В кулуарах многие вспоминали: разговорам об объединении больше 10 лет. Но ни одна попытка так и не стала успешной. Впрочем, молодое поколение демократов выражало оптимизм, словно зная, чего добьются через год.
Илья Яшин сопредседатель «Молодежного Яблока»: «В стране будет восстановлен институт выборов, в них будут принимать участие все желающие. Будет судебная система, принимающая решение не по телефонным звонкам, а исходя их норм права. В стране не будет политической цензуры».
С трибуны много говорили о важности практической работы, поэтому резолюция конференции удивила многих. Из конкретных мер в ней предлагалась всего одна, а именно: демократы решили собраться еще раз, но уже на съезде. Именно съезд должен, наконец, запустить процесс объединения.