На новом витке спирали разговоры о необходимости вернуть в вузы обязательное распределение. Говорят, это единственный способ утолить кадровый голод страны.
Долг Родине. Весенний призыв стартовал на минувшей неделе. Продлится он не до 30 июня, как обычно, а до 15 июля. По словам генералов, это сделано для того, чтобы дать выпускникам высших учебных заведений «спокойно завершить обучение».
Исполнение воинской обязанности, впрочем, не единственное, чего государство, возможно, в перспективе будет требовать от молодого специалиста: на новом витке спирали разговоры о необходимости вернуть в вузы обязательное распределение. Говорят, это единственный способ утолить кадровый голод страны.
Стадо коров — гордость села Первотроицкое. Раньше здесь был
Из города прислали подмогу. Андрей Денисов из университета — сразу в село. Руководство доверило самый ответственный участок — автомастерскую. Специалисту с высшим образованием даже пообещали служебную машину. «Уазик» — ровесник Андрея, но сначала надо его собрать.
Андрей Денисов: «Техника вся устаревшая, это наша основная проблема. И сэкономить тоже надо, хотя на запчастях не сэкономишь. Вот, выделили автомобиль, списать бы его пора, старенький он, но пытаемся
В диспетчерской автобазы только рады — молодежь
Автомастерской просто повезло по сельским меркам. Сначала сюда приехал работать один молодой специалист, выпускник университета, но продержался всего год и решил, что для него лучше всего уйти в армию, а теперь работает второй. Но местное начальство уже выучило, как для молодых специалистов сюда прокладывать дорогу.
По контракту, зарплата Андрея — 3 тысячи 800 рублей плюс к этому на время работы предоставляется жилье. Однако Андрей признается, что уже задумывался — может лучше уехать? Но руководству эта мысль не понравилась.
Андрей Денисов: «Угрожали тем, что если будет суд, то придется выплатить деньги все за обучение».
Андрей посчитал — пять лет в Университете по 20 тысяч плюс стипендия — получается около 140 тысяч. Таких как Андрей уже сотни в Новосибирской области. Здесь проводят эксперимент по возвращению молодежи в село.
Сельсовет или сельхозпредприятие направляет заявку в областную администрацию. В заявке указывают, каких специалистов не хватает. Затем находят абитуриента, обязательно сельского жителя, который сомневается, что поступит в университет на общих основаниях. С ним заключают контракт, и из областного бюджета оплачивают его обучение. Но спустя пять лет выпускник обязан вернуться в село и отработать там три года.
Такая схема существует во многих регионах. Но впервые в России в Новосибирской области к этому вопросу подключили прокуратуру. Старшему советнику юстиции Галине Агарковой поручили проверить, а все ли, кому положено, вернулись работать в деревню.
Галина Агаркова, прокурор отдела прокуратуры Новосибирской области: «Конечно, найдем всех! Не спрячетесь!»
Спрятались
Александр Кульпанов — один из тех, кто после университета остался в городе. Теперь он должен областному бюджету 150 тысяч. Говорит, в родном селе все равно бы надолго не задержался.
Александр Кульпанов: «Уже шел необратимый процесс. Уже видно, что колхоз загибается — техника распродается, земля не засевается, зарплату не платят».
В Новосибирском аграрном университете — собрание старост. Ректор успокаивает: теперь к сельским заявкам будут относиться строже. У студентов свой вопрос: а почему прокуратура не наказывает сельских руководителей? Ведь в большинстве случаев не выполняются условия контракта. Ректор соглашается — выпускник не всегда виноват.
Анатолий Кондратов, ректор Новосибирского государственного аграрного университета: «Специалист пять лет учится, получал эту несчастную стипендию в 700 рублей, женился, а потом приезжает, а его еще судят за это. За что? За 3 тысячи зарплаты? И то зерном».
Марина Ананич, заместитель руководителя Департамента науки, инноваций информации и связи администрации Новосибирской области: «Если на селе не будет сильной успешной и красивой молодежи, то и село перестанет развиваться».
Эту программу в администрации области называют успешной. Теперь только каждый четвертый выпускник отказывается вернуться в деревню.
Марина Ананич, заместитель руководителя Департамента науки, инноваций информации и связи администрации Новосибирской области: «То есть у человека есть выбор — либо заплати и будь свободен, либо отработай три года и тоже будь свободен, можешь в городе оставаться».
Дипломированный механик сельской автомастерской Андрей Денисов впервые решается поговорить с директором о повышении зарплаты. Но разговор оказывается коротким: «Приходи после обеда». Но после обеда у автомеханика Денисова запланирован выезд в соседнее село, там устроился товарищ по университету.
Они живут по сибирским меркам вроде бы рядом — всего 100 километров, но не виделись уже год. Главная задача — узнать, может, там зарплата больше. По ферме они бродили, пока друг другу не рассказали обо всех своих трудностях. Но когда речь зашла о зарплате, товарищ Андрея ответил философски: «Я всегда задаю себе вопрос: а кто, если не мы?»
Теперь Андрей перед выбором: доработать три года и потом уехать в город или