Хлопотное дело. Безусловно, одна из самых горячо обсуждаемых тем минувшей недели натовский саммит в Бухаресте. Что только ни делали президенты Украины и Грузии, чтобы их в Альянс пригласили, разве что не сплясали.
Хлопотное дело. Безусловно, одна из самых горячо обсуждаемых тем минувшей недели — натовский саммит в Бухаресте. Что только ни делали президенты Украины и Грузии, чтобы их в Альянс пригласили, — разве что не сплясали, а активные участники последнего — Германия и Франция — рассудили иначе: нам, мол, на нынешнем этапе такой «ход конем» видится нецелесообразным.
Категорически против принятия Киева в этот «бойцовский клуб» возражала и Россия. По мнению экспертов, дело даже не столько в антироссийской риторике, задействованной Виктором Ющенко и его же пренебрежении мнением большинства на родине, сколько в цене, которую за украинское членство придется заплатить, причем не одной Москве: речь ведь идет об угрозе не только ее национальным интересам, но и безопасности вообще в мире.
Что еще на кону и кто на коне, разбирался корреспондент НТВ Роман Соболь.
Вероятно, лучшее румынское вино не помогло президентам Ющенко и Саакашвили залить некую горечь. Уже во время рабочего ужина глав государств НАТО стало ясно: Украину и Грузию в Альянс пока не зовут. Ющенко многое поставил на карту. Накануне саммита подогреть его энтузиазм в Киев прилетел Джордж Буш.
Президент США приветствует роту почетного караула, заглядывает в шпаргалку, но потом произносит два слова
Виктор Ющенко, президент Украины: «На протяжении 80 последних лет Украина шесть раз объявляла свою независимость и пять раз теряла. Видимо потому, что у нашего суверенитета не было надежной международной гарантии, и Украина часто выступала как разменная карта в большой политической игре».
Джордж Буш, президент США: «Я убежден, что Украина и Грузия должны присоединиться к ПДЧ (Плану действий по членству). Я сказал Путину по телефону, что еду в Бухарест для того, чтобы достичь этого».
Киевлян предупредили: американские снайперы, охраняющие Буша, получили разрешение стрелять на поражение. Улицы перекрыты. Грузовики с песком блокируют переулки. И все равно на Майдане шли антинатовские митинги. Жгли чучело американского президента.
Здесь говорят: у Украины сейчас нет реальных врагов, вступление в НАТО обяжет ее направлять солдат в «горячие точки», а значит, Украина станет мишенью для ответных терактов.
Тарас Черновил, депутат Верховной рады Украины, фракция Партия регионов: «Посмотрите, что было во время визита Джорджа Буша в Киев — какие меры предосторожности, сколько снайперов на крышах… Нужно задуматься. Ведь если мы будем дальше идти этим путем, то такое может быть у нас каждый день. Мне, например, не хочется такой „безопасности“».
Украина как член НАТО должна отгородиться от России, вплоть до введения визового режима. Как это скажется на связи двух народов? И какие последствия для экономики?
Пётр Симоненко, лидер Коммунистической партии Украины: «Обострение взаимоотношений с Россией — это, прежде всего, проблема энергетической безопасности. Ведь по многим составляющим энергетической безопасности Украина не в состоянии себя обеспечить. Это касается угля, газа, нефти».
Наконец, возможен затяжной кризис. Западные области примут НАТО
Власти и оппозиция оперируют разной статистикой. Но даже «оранжевые» признают: сейчас абсолютное большинство украинцев против НАТО. Ющенко намерен всю мощь государственной пропаганды направить на рекламу блока. Через
Но в этом случае символ Киева, памятник Богдану Хмельницкому, некогда присоединившему Киевскую Русь к России, окажется идеологически вредным и его, по примеру Таллина, вероятно, следует переместить из центра на задворки. Чтобы не бросался в глаза и не мешал переписывать историю.
Но пока антинатовские настроения и стали формальной причиной отсрочки ПДЧ. Генсек НАТО успокоил кандидатов: в отношении Украины и Грузии не может быть никаких «если», вопрос в другом — «когда»? Но
Константин Затулин, первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по делам СНГ и связям с соотечественниками: «Для того чтобы продлить свои дни, они хотели бы очутиться под зонтиком НАТО. И это бы позволило им быстрее украинизировать восток и юг Украины, запретить русский язык и расправиться со своими политическими оппонентами».
На полпути в НАТО Украина и Грузия не смогли перешагнуть через позиции Франции и Германии. Ангела Меркель считает такое расширение Альянса несвоевременным, Саркози обеспокоен дисбалансом сил в Европе. В НАТО заподозрили: они попали под влияние Кремля. Но если
Дмитрий Рогозин, постоянный представитель РФ при НАТО: «Если взять текст коммюнике НАТО, то это
Но в первую очередь Германия и Франция защищали свои интересы. Старый Свет все чаще перечит Америке. США рассматривают Европу в первую очередь как рубеж своей обороны и хотели бы все дальше продвигать оборонительный вал. Старой Европе потрясения не нужны. Поэтому Вашингтон вербует новых союзников из числа молодых и рьяных.
С помощью Грузии и особенно Украины — страны с почти
Сергей Караганов, председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике России: «Часть украинской элиты любыми способами хочет услужить американцам. Уж не знаю почему — надо об этом догадываться. Или чувствуют себя настолько слабыми, что считают, что без напора американцев они не усидят».
Показательна история с Македонией. Греция поставила ультиматум: пока Македония не сменит название, в НАТО ей не бывать. Вроде бы анекдот — Греция монополизирует право на историческую фамилию. На самом деле Афины уходят от возможных территориальных конфликтов. Македония, отколовшаяся от Югославии, присматривается к одноименной греческой провинции. А косовский прецедент многим не дает покоя.
Как США не продавливали кандидатуру Македонии, Греция не послушала «большого брата».
В Бухарест Владимир Путин приехал под занавес саммита — на заседание Совета Россия — НАТО. Запутанный протокол ограничивал его общение с журналистами, но он нашел выход — провел брифинг вместо Сергея Лаврова. Для президента Путина это последнее выступление на международном форуме.
Иностранные аналитики опасались: российский лидер будет категоричен в оценках, «хлопнет дверью». Сам Путин сравнил себя с «дембелем», отслужившим «срочную», и его «дембельский аккорд» был сдержанным, но уходить от проблем президент не собирался.
Владимир Путин, президент РФ: «Не секрет, что на пути развития наших отношений имеются серьезные препятствия. Это продолжающееся расширение НАТО, создание военной инфраструктуры на территории новых ее членов, кризис вокруг ДОВСЕ, Косово, планы размещения в Европе элементов стратегической противоракетной обороны США».
Путин исключает возможность новой холодной войны, но присоединение к Альянсу Украины и Грузии бесспорно осложнит отношения России и НАТО и ситуацию в Европе.
Владимир Путин, президент РФ: «Появление на наших границах мощного военного блока, действия членов которого регулируются в том числе и статьей
НАТО давно вышло за рамки оборонительного блока. Альянс навязывает своим участникам политические и экономические условия. А это — угроза интересам России.
Владимир Путин, президент РФ: «Не способствует укреплению доверия и неясность перспектив трансформации НАТО. Имею в виду претензии Альянса на глобальную роль в сфере безопасности, выход за пределы своей географической ответственности и распространение его деятельности на такие сферы, как энергобезопасность, кибербезопасность и так далее. Кроме того, неопределенными остаются критерии применения НАТО военной силы и ее взаимоотношения с Советом безопасности ООН».
Все же диалог Россия — НАТО Путин признал конструктивным. Договорились о российском транзите грузов для войск Альянса в Афганистане, разработаны совместные программы противодействия терроризму и обороту наркотиков. Это — ключевые аспекты коллективной безопасности.
На их основе Россия постарается убедить Европу: Киев и Тбилиси в НАТО, возможно, не столь значимы для Североатлантического альянса, как сохранение Совета Россия — НАТО со всеми перспективами нашего сотрудничества.