Парламентарии в третьем чтении определили перечень вопросов, которые могут служить поводом для проведения общероссийских плебисцитов.
Парламентарии в третьем чтении определили перечень вопросов, которые могут служить поводом для проведения общероссийских плебисцитов. Сделано это, как неоднократно говорили депутаты, для того, чтобы всенародный опрос не использовался в политических целях.
Все началось с жалобы коммунистов в Конституционный суд в связи с тем, что Центризбирком отказал им в возможности провести референдум.
Суд обязал Госдуму законодательно закрепить перечень вопросов, которые можно выносить на всенародное голосование, а также утвердить лиц или организации, которые уполномочены это делать. Большинство депутатов решение суда выполнили, а коммунисты покинули зал.
Корреспондент НТВ Владислав Сорокин расскажет о том, что теперь можно обсуждать на референдумах, а что нет.
Этот законопроект внешне довольно простой, все поправки умещаются всего лишь на 2 листах. Однако обывателю он покажется невероятно сложным, прежде всего потому, что написан он специализированным языком права. Может быть, именно поэтому мнения депутатов разделились на диаметрально противоположные.
Примерно за год до парламентских выборов коммунисты выступили с инициативой провести всероссийский референдум. На нем они пытались обсудить больше 10 вопросов, но Центризбирком им в этом отказал. Тогда члены КПРФ обратились в Конституционный суд.
КС согласился с их доводами и попросил депутатов уточнить перечень вопросов, которые можно выносить на всенародное голосование, а также утвердить лиц или организации, которые уполномочены это делать.
Сегодня депутаты решили, что в спорных вопросах поставить точку может только Конституционный суд. Только эта инстанция отныне определяет, какие вопросы следует выносить референдум, а какие нет. Центризбирком не в праве это сделать.
Но другая норма вызвала ожесточенные споры. Дело в том, что отныне законом закреплено, что вопрос, относящийся к исключительной компетенции органов государственной власти, выносить на всеобщий плебисцит нельзя. Именно эта норма вызвала ожесточенные дискуссии в Госдуме. В результате коммунисты в знак протеста покинули зал заседаний и не стали рассматривать этот закон.
Николай Харитонов, депутат Госдумы РФ, фракция КПРФ: «Мы покидаем зал, не участвуя в обсуждении второго вопроса повестки дня».
Борис Грызлов, председатель Госдумы РФ, руководитель фракции «Единая Россия»: «Мы вас ждем хотя бы на тысячное заседание, уважаемые коллеги».
Владимир Жириновский, депутат Госдумы РФ, фракция ЛДПР: «Когда фракция КПРФ совершает такого рода демарш, это вызывает у фракции ЛДПР возмущение. Вся партия постоянно работает на негативе, провоцирует обострение обстановки в стране».
Депутаты других фракций не поддержали инициативу коммунистов. В отсутствие фракции КПРФ закон приняли практически единогласно: 363 проголосовали «за», 8 — «против». Дискуссии по этому поводу продолжились уже в кулуарах.
Вадим Соловьёв, депутат Госдумы РФ, фракция КПРФ: «Какой бы вопросы мы не предложили на референдум, Центральная избирательная комиссия может заявить, что мы нарушаем норму, утвержденную Государственной думой».
Ирина Яровая, депутат Госдумы РФ, фракция «Единая Россия»: «Исполнение решений Конституционного суда — это не более чем формальное приведение и уточнение действующего федерального закона „О референдуме“. Я полагаю, что наши избиратели должны знать, что их права ни в коей мере не ущемляются. Напротив, закон в полной мере исключит любые манипуляции и ущемление прав граждан Российской Федерации».
После заседания к журналистам вышел заместитель председателя Госдумы Олег Морозов. Он пояснил, что нельзя выносить на референдум, например, закон о финансировании прессы, так как это исключительно компетенция Государственной думы, а также это вопрос бюджета, который принимают парламентарии.
Представители прессы попросили уточнить, какие же вопросы теперь можно выносить на референдум. Эту просьбу Олег Морозов никак не прокомментировал.