В октябре 1943-го вместе с группой других пленных Алексею Вайцену удалось сделать, казалось, невозможное вырваться на волю. Это было единственное успешное восстание в лагерях смерти.
В октябре
Именно Вайцен пять лет назад выступил ключевым свидетелем на процессе против надзирателя Собибора Ивана Демьянюка. Ветеран, у которого в Холокосте была уничтожена вся семья, заявил тогда суду, что лицо Демьянюка, как и лица других надзирателей, не забудет никогда. Корреспондент НТВ Андрей Григорьев — из Рязани.
С Алексеем Вайцином простились без воинских почестей. На заледеневшей площадке у подъезда типовой рязанской пятиэтажки — только родные и близкие покойного. Так тихо и буднично провожали сегодня в последний путь
Леонид Цейтлин, председатель Общественного совета Рязанского еврейского культурного центра
В октябре
Дмитрий Плоткин, старший помощник прокурора Рязанской области: «Примерно 400 человек тогда вырвались из лагеря. Гимлер, когда узнал об этом, послал самолеты, бомбардировщики. Плохо об этом говорить, но и польское население местное выдало многих и даже убивало. Из этого количества осталось в живых в итоге приблизительно 50 человек».
Алексей Вайцин продолжил воевать, был награжден медалью «За отвагу», орденами Красной Звезды, Славы и Отечественной войны, но своего участия в героических событиях никогда не афишировал. Подробнее — в репортаже НТВ.