Сегодня стало известно, что в реанимации Боткинской больницы на девяностом году жизни умерла народная артистка Римма Маркова. По-настоящему народной эту характерную актрису сделали десятки ярких киноролей: Римма Васильевна, как и ее лучшая подруга Нонна Мордюкова, воплощала на экране образ сильной русской женщины, которую не сломят никакие обстоятельства.
За кинообраз истинно русской женщины ее награждали спецпремией. А она поправляла: не женщины — бабы.
В школе ее дразнили циркулем, каланчей и дылдой — за худобу и рыжие волосы. А годы спустя за то же самое признавались в любви, звали замуж и засыпали цветами. Москва сдалась ей без боя. На вступительном экзамене в студию при «Ленкоме» она изобразила верблюда. Но говорит, что поступила благодаря брату, сыгравшему орангутанга.
Римма Маркова: «Мы с братом приехали из провинции. Это, считай, деревня. Представляете, в Москву! Чтобы поступить, чтобы быть актерами. Представляете, сколько мы нахлебались?»
Может, потому и брали за душу все ее героини — многострадальные, сильные, потому что сама настрадалась, но не сдалась. Она пережила войну, голод, работала дни напролет, дома — до ночи у плиты, утром — со сценарием в руках. В
Роль председательницы колхоза принесла ей премию за создание образа большой драматической силы. Формулировка будто написана под Маркову. Хотя слабой она тоже была, правда, недолго, только когда безответно влюблялась. Мучилась, ревела, но даже тогда оставалась актрисой: смотрела на свои слезы в зеркало и запоминала образ, чтобы потом сыграть также.
Только она могла превратить маленький эпизод в целый фильм. Ее мимолетные появления в кадре запоминались сильнее главных сцен. Так было с категоричной санитаркой в «Покровских воротах» Михаила Козакова и
И она ушла. Но прежде сыграла еще не одну роль, успела признаться, что именно работа всегда была главным секретом ее долголетия.