Сегодня сразу в нескольких залах Москвы открылся один из крупнейших в мире фотофестивалей. Международный месяц фотографии проходит каждые два года, но в этот раз — с невиданным размахом. За 4 недели — около 100 выставок.
Главный вопрос биеннале сформулирован так: цветное или черно-белое? Дискуссия обещает быть острой и наглядной, ведь свои работы в Москву привезли противники цвета и его сторонники. Причем и те, и другие — обладатели многочисленных премий.
Корреспондент НТВ Сергей Малозёмов следит за фотоспором.
Всех входящих сразу ошарашивают новостью: цветные фотографии, оказывается, появились еще в середине XIX века. Не настоящие, конечно. Просто черно-белые снимки раскрашивали акварелью и гуашью. Краски иногда клали столько, что не поймешь, фотография перед тобой или картина.
Ольга Свиблова, организатор «Фотобиеннале-2008», директор Московского дома фотографии: «Этот элемент борьбы живописи и фотографии он прослеживается на протяжении всей этой экспозиции, и мы видим, как у хороших авторов побеждает все-таки фотография, у авторов попроще побеждает живопись».
Массовой реальная цветная фотография стала только к 50-м. Но попытки что-то дорисовать на снимке не прекратились до сих пор. В каком-то смысле современные фотографы делают то же самое — ведь большинство из них обычно обрабатывает отснятое на компьютере.
И этому отдельному искусству на «Фотобиеннале-2008» будет посвящен особый мастер-класс — владение фотошопом (Photoshop) как дополнительный изобразительный прием. Один из тех, кто будет учить, — прославленный американец Алекс Вэп. Он снимает по старинке на пленку, но потом сканирует кадры и регулирует цвет, контраст и прочее уже на мониторе.
Алекс Уэбб, фотограф (США): «Я думаю, мои фотографии расширяют представление зрителей о том, сколько вокруг нас необычных цветов. Надо просто обратить на них внимание, особенно когда ты едешь в тропики. А я обожаю там снимать.
Одна из тем этой фотобиеннале — соревнование черно-белого и цветного. Так вот я больше люблю цвет. По-моему, он лучше передает эмоции».
Но есть и другие мнения. Парижанин польского происхождения Богдан Конопка принципиально снимает только черно-белое, причем на очень широкую пленку. Когда печатаешь, можно не увеличивать, а четкость получается такая, что режет глаза.
Богдан Конопка, фотограф (Франция): «Чтобы увидеть луч света в церкви на Корсике, я поднял пыль, которая лежала на полу. Храм очень древний и сейчас там нет служб, но раньше от дыхания людей поднимался пар. И все выглядело именно так.
Долгая экспозиция, когда объект во время съемки успевает сместиться, мой любимый прием. Смотрите на ручей в лесу. По-моему, удалось передать его течение, которое так похоже на течение времени. Зачем тут цвет?»
«Примирить» черно-белое и цветное в своих снимках пытается самый титулованный из гостей биеннале — Ральф Гибсон. Родившись в Голливуде, он не может не изъясняться сценическими терминами.
Ральф Гибсон, фотограф (США): «С черно-белым человек находится в трех шагах от реальности, а с цветным — только в двух. Поэтому черно-белое более драматично, а цветное реально. Помню, меня поразило слияние Амазонки и Рио Негро в Бразилии. Их воды — желтая и черная — не смешиваются, и я снял это с самолета.
Но вообще я люблю быть близко к объекту, как, например, с глазом ребенка на одной из моих работ. Малыш был совсем маленький, но глаза уже такие умные. По-моему, это очень правильно — показывать объект не целиком, а частями: ведь всем интересно разглядывать именно детали».
Эта мысль на биеннале ключевая. Месяц непрерывных выставок должен доказать: фотография не сдается под натиском видео. Движение — это здорово, но один удачный кадр может рассказать больше.