На Инженерной улице, д. 4 царило праздничное благодушие. В Михайловском дворце праздновали 110-летие Русского музея.
Сегодня по адресу Инженерная улица, д. 4 царило праздничное благодушие. Ровно 110 лет назад здесь, в Михайловском дворце, открылся Русский музей. Это первое и самое крупное в стране собрание отечественной живописи.
В день юбилея состоялось торжественное заседание, а администрация подвела итоги конкурса на лучший музейный слоган. В словесном соревновании победил совсем неакадемический призыв: «Пялься народ и глазей — это же Русский музей».
О юбилейных торжествах, прошлом и настоящем Русского музея рассказывает корреспондент НТВ Николай Булкин.
В этих залах научный сотрудник Григорий Галдовский готов говорить часами: малоизвестных историй о русском искусстве у него много. Например, есть история о творчестве Карла Брюллова и создании картины «Последний день Помпеи».
Григорий Галдовский, и. о. заместителя директора по научной работе, заведующий отделом живописи
В академических залах — классика: Айвазовский, Репин, Шишкин. Хотя споры о том, что признавать искусством, а что нет, велись на протяжении всей истории музея. Даже хрестоматийную работу того же Карла Брюллова
Александр Боровский, заведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея: «Здесь хранится то, что будет классикой русского искусства лет через 20».
В отделе новейших течений стараются идти в ногу со временем. Среди экспонатов — бумажная архитектура, фотографии в компьютерной обработке и всевозможные инсталляции.
Александр Боровский, заведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея: «Я достаю картину, как рояль в кустах. Эта одна из лучших работ собрания, это работа Тимура Новикова. Он является классиком уже современного русского искусства во всех музеях и на всех аукционах».
Следить за новыми течениями в русском искусстве стараются аккуратнее: работы отбирает специальная художественная комиссия. По ее рекомендациям в фондах уже появилось так называемое «дикое искусство». Например, работы эпатажного мастера Сергея Бугаева. Он издевается над классикой огнем, ножом и краской.
Русский музей, следуя традиции, продолжает собирать спорное искусство. Во дворе Мраморного дворца стоит памятник Александру III, который в свое время вызывал немало разногласий
Совсем недавно с таким же классическим ансамблем появилось авангардное изваяние. Скульптура называется «Первый всадник: младенец на динозавре». И такое соседство академического с новым — в духе Русского музея.
В день
Владимир Гусев, директор Государственного Русского музея: «Идея создания исторического музея, в котором был бы большой художественный раздел, начала вызревать после победы в войне 1812 года. Тогда у российского общества появилась потребность и готовность оглянуться на пройденный путь и осознать себя как нацию. То есть тогда произошел подъем национального самосознания».
Но только в 1898 году по этой лестнице пошли первые посетители Русского музея. За основу взяли собрания русских императоров. Все они, особенно Александр III, были страстными коллекционерами искусства.
Но одна из главных жемчужин Русского музея пока остается в запасниках. «Золотые кладовые» выставлялись лишь однажды на столетний юбилей. Сейчас в основном здании идет реконструкция. И здесь уверяют: после нее посетителям все же покажут «Золото» Русского музея.