О динамике цен на нефть лучше всего размышлять короткими зимними днями, сидя под уютным пледом в собачьей упряжке, несущейся по лапландскому лесу. Парадоксы современной экономики: когда возникают сложности, вдруг оживают полузабытые вещи вроде собачьих нарт и достойно вписываются в современные бизнес-модели .
Походы на собачьих упряжках — сейчас, как это принято говорить, динамично развивающаяся отрасль в Лапландии: от однодневных экскурсий по лесу до поездок за знаменитой самосборной мебелью в соседнюю Швецию прямо на собаках. Но есть проблема: на всю Лапландию остался всего лишь один мастер, который умеет делать собачьи сани нарты.
Ристо Камунен живет в небольшой деревне неподалеку от города Рованиеми. Занимается сборкой нарт последние 30 лет. Все лапландские собачьи фермы используют нарты его работы. В соседней Швеции тоже можно приобрести сани, но там остались всего два мастера, и они в основном делают нарты для собачьих гонок, так что Ристо в Финляндии монополист. Но не пользуется этим положением совершенно: за несколько последних лет цену на нарты он не увеличил ни на цент. В среднем обычные нарты стоят около 1000 евро.
Внешне нарты выглядят очень просто, но как бы крепко ни пытался скрутить сани саморезами и болтами человек неопытный, они рассыплются через час пути. Хитрость в том, что вся конструкция должна держаться на кожаных обвязках.
До последнего времени у Ристо не было учеников, а человек он пожилой, и это вызывало тревогу у владельцев собачьих ферм: вот останемся без мастера, и что? Не так давно к мастеру пришел и настоящий лапландский ученик. Зовут его Яни Хурнасти, он бывший гонщик на упряжках.
Корреспондент НТВ Илья Федосов побывал в Лапландии и попробовал сделать нарты своими руками.