Знаменитому танцовщику Рудольфу Нуриеву исполнилось бы 70 лет.
Сегодня Рудольфу Нуриеву исполнилось бы 70 лет. Один считался одним из самых известных танцовщиков мира, был звездой советского балета. Правда, в 1961 он советским быть перестал. Во время гастролей Кировского театра в Париже Нуриев бежал и стал знаменитым в изгнании.
Накануне юбилея корреспондент НТВ Павел Рыжков встретился с тем, кто застал гениального артиста еще по эту сторону границы.
В классическом дуэте из балета «Корсар» композитора Дриго — выпускники Ленинградского училища Сизова и Нуриев. Кадры сняты в Москве еще до выхода танцовщика на сцену Кировского театра. Нуриева сразу заметила Наталья Дудинская. Ему 20, ей 49. Но
С Нуриевым в дуэте они встретились только на «Лебедином» в Парижском
Алла Осипенко, народная артистка России: «На летное поле он выскочил и подбежал к трапу, чтобы войти в самолет. А трап откатили, просто оттолкнули ногами».
Тогда Нуриев совершил свой знаменитый прыжок. Балерина выступала свидетельницей на процессе в Ленинграде и утверждала, что Нуриев не готовил побег. Все свои деньги он потратил на костюмы к балету «Легенда о любви». Когда в СССР Нуриева приговаривали заочно к семи годами лишения свободы, на Западе танцовщик раздавал интервью о превосходстве русской классической школы балета.
Рудольф Нуриев: «Одной техники, даже самой виртуозной, недостаточно. Необходимы выразительность и хорошая пластика. Я смотрю на свои руки во время танца, как учит Вагановская школа. Нужно концентрироваться не на публике, а на себе».
Конечно, после побега о Нуриеве узнал весь западный мир. Но, как утверждают его коллеги по Мариинке, молодой провинциал из Башкирии быстро делал карьеру. Благодаря изнурительной работе за балетным станком даже приобретает другую физическую форму.
Никита Долгушин, народный артист России: «У него здесь были одни ноги, а на Западе появились ноги другие, другого калибра, другие мышцы, другие связки».
Нуриев пользуется связями со звездой английского балета Марго Фонтейн и танцовщиком из Скандинавии Эриком Бруном. Иммигрант танцует на всех знаменитых площадках мира и работает в качестве хореографа. Но на сцене во вращениях танцовщику нет равных. Им восхищаются и приглашают. Правда, фильмы с участием Нуриева лишь прибавляют славы как гениальному танцовщику.
Самый богатый артист балета в это время мечтает лишь ненадолго вернуться к родственникам и в родной театр. Нуриев
Габриэла Комлева, народная артистка СССР: «Он прощался со своим творчеством. Но он же знал, что он уже смертельно болен, и это знали многие. Ему трудно было безумно, он на допингах существовал».
После смерти Нуриева от его огромного состояния ничего не осталось. Но он оставил миру свои постановки. Они до сих пор идут во многих странах мира и еще записи с неистовым танцовщиком, которого называли Чингисханом балета.