Сколько шагов от офисного братства до офисного же рабства?
Госдума на минувшей неделе ужесточила наказания для чиновников, совершивших должностные преступления. Теперь за служебный подлог или халатность госслужащий может угодить в тюрьму аж на пять лет.
Говорят, что в недрах силовых ведомств также зреет законопроект, по которому претендентов на ответственные посты будут пропускать через детектор лжи. Пока в этом смысле вне конкуренции коммерческие структуры: у некоторых частников полиграф уже в порядке вещей.
Корреспондент НТВ Алексей Кондулуков изучил особенности российских трудовых отношений и попытался понять, сколько шагов от офисного братства до офисного же рабства.
«Шаг за шагом,
Сергей Шнуров: «Менеджеры являются передовой частью общества — как при Ленине был пролетариат».
«Белые воротнички» — надежда и опора страны в первое десятилетие века, которое уже называют «офисные — нулевые».
Офис — заветная обитель и неотъемлемая часть жизни среднего класса в России. Социологи подсчитали, что в последние годы он вырос до 20 процентов, и вырос он за счет обитателей таких помещений. Соблюдая
Это
Алексей Левинсон, социолог
Изменилась «антропологическая норма» — массовое представление о том, что значит «выбиться в люди», говорят социологи, вглядываясь в племя «молодое и незнакомое».
Конторские обитатели классифицируют сами себя. Пищевая цепочка: от «офисного планктона» до «манагера» (искаженное «менеджер»), от среднего менеджера — до высокого начальства.
Дмитрий Орешкин, политолог: «Если говорить про политические предпочтения обитателей офиса, то, как мне кажется, доминирует „пофигизм“. То есть, такой цинизм, пожалуй, с легким юмором».
Конформизм, культ потребления и ничем не прикрытый карьеризм, обвиняют одни. Другие хвалят повальное увлечение фитнесом и усердие — на грани трудоголизма.
Алексей Колышевский, писатель: «Под Дамокловым мечом выполнения плана проходит вся офисная жизнь. Знаете как? Мысли свои собери в узду: не охай, не ахай. Выполнил план — посылай всех. Не выполнил — сам иди».
Офисный фольклор Алексей Колышевский знает не понаслышке. Сам оттрубил 15 лет на этой, по его словам, «каторге» и ушел на литературные хлеба: выпустил книгу «Манагер жжет».
Алексей Колышевский, писатель: «Это система, это система бизнеса. Там человек — это некая матрица, откуда можно человека достать как
Некоторое время назад репортер Юлия Вишневецкая по заданию редакции сменила профессию и внедрилась в офис. В буквальном смысле. Шпиономания — первое, что ее поразило.
Юлия Вишневецкая, журналист: «Тому человеку, который поймает в этой компании
Обычная консалтинговая компания. Но изучать «их нравы» довелось не долго, уволили через две недели —
Юлия Вишневецкая, журналист:
Полиграф, в просторечии «детектор лжи» — все более распространенная практика при приеме на работу. Типичный «опросник»: о склонности к алкоголю, клептомании в малых и особо крупных размерах, связях с конкурентами. Запрещено спрашивать только о политике, религии и сексе.
Впрочем, вторжение в личную жизнь и самодурство работодателей совсем не редкость. Юристы каждый месяц получают подобные жалобы и советуют: судиться и отсуживать деньги.
Галина Енютюна, юрист Центра
«Руководство по офисной борьбе», «Выживание в офисе» — названия книг и психологических тренингов — словно курсы спецназа.
Юлия Даниленко,
Агрессивная среда, сплошной стресс. Все против «Маленького человека в большом офисе», считают создатели одноименного
Егор Яковлев, продюсер: «Считается, что идеология — это один из способов повышения производительности труда. Человек, который идеологически, так сказать, находится в струе тех идеалов, которые пропагандирует компания, способен гораздо больше и эффективнее и за меньшие деньги работать. Но это же очевидно: идеология подменяет часть зарплаты».
Плакаты и лозунги, тренировки и командные игры. Без идеологии никуда, спорит создатель «Евросети» Чичваркин и делится своим
Евгений Чичваркин, председатель Совета директоров компании «Евросеть»: «Большую часть активного времени человек проводит на работе, он не может в социологическом и в моральном вакууме проводить это время. Вакуум заполняется г…м, и идеологический вакуум — идеологическим г…м. Поэтом компания обязана создать среду и ауру».
Продавцы корпоративных телефонов избрали своим фирменым стилем неформальность. Совсем на другой уровень борьбу с традиционным
Корпоративный эротический календарь в этой компании, как Доска почета: позировать хотят все.
Менеджер: «Тот, кто лучше работает, тот и попадет в календарь».
Кстати, руководителю пришлось обнажиться и самому. Искусство управления требует жертв и… нестандартных подходов.
Слов из песни не выкинешь. Коломенская компания занимается чисткой канализационных труб. Свежая струя в корпоративном управлении сегодня — музыка, которая «строить и жить помогает».
Ксения Светличная, руководитель центра аудиобрендинга: «Прежде всего, это работа на эмоцию. Это стимуляция
Ксения Светличная — специалист по аудиобрендингу. Так называют написание корпоративных гимнов. От заказчиков нет отбоя.
Ксения Светличная:
В последние годы корпоративное искусство превратилось в целое течение, здесь и свои шедевры, и