Авторы идеи утверждают, что такая форма подачи информации привлечет школьников Германии и будет для них более доступной.
В эти дни в Германии вспоминают о Второй мировой. В немецких школах начали преподавать историю по комиксам, посвященным Холокосту. Авторы идеи утверждают, что именно такая форма подачи информации привлечет школьников и будет для них более доступной.
Излишне говорить, что новшество вызвало противоречивую реакцию в обществе. Противники исторического комикса уверены, что это нарушение этических норм. Одно дело, когда нарисованные картинки рассказывают, например, о битве Супермена с вымышленным монстром, и совсем другое — когда речь идет об ужасах концлагеря.
Корреспондент НТВ Андрей Шилов пролистал новое учебное пособие.
Обычный урок истории в берлинской школе.
«Я поставил крестик против слова Шоа, — говорит
«Геноцид — тоже важное понятие, — комментирует учитель. — Но когда говорят о Холокосте, подчеркивают уничтожение евреев при
Однако на партах перед учениками лежит не учебник, а комикс, придуманный в Голландии, в Доме Анны Франк. Теперь по нему экспериментально учатся в 15 школах Германии.
Одна из героев романа в картинках «Поиск» — бабушка Эсфирь. Она едет с внуками на место событий, рассказывая, что пришлось пережить ей и всей Европе. Персонажи придуманные, но история настоящая. Многие рисунки сделаны по известным фото.
Патрик Зигеле, представитель берлинского отделения Центра Анны Франк: «Снимки сделаны в 1932 году, за год до прихода к власти Гитлера и НСДАП. То же самое можно увидеть в книге. Но здесь еще маленькая девочка Эсфирь, одна из героев комикса».
Эрик Хойфель, художник комикса «Поиск»: «Я с детства интересуюсь историей и все же многое про Холокост я узнал только на этом проекте, временами полном стресса и очень тяжелом. Но об этом надо говорить именно так, чтобы дети поняли, что это было. Поэтому мы и выбрали жанр графического романа».
Гитлера для «романа в картинках» художник рисовал всего несколько раз, главные герои здесь другие.
Лис Схипперс, соавтор комикса «Поиск»: «Мы специально подчеркиваем, что поведение людей разное: были жертвы, были те, кто им помогал, были просто очевидцы и были преступники. Все эти люди, ведущие себя
Как рассказывать о событиях
Йенс Аугнер, учитель истории берлинской средней школы им. Гумбольдта: «Как раз что касается этой темы — у комикса большие преимущества. Школьники испытывают сострадание к его героям и на их примере видят, как творилось беззаконие».
На школьном уроке историю примеряют на себя. Ребята задаются вопросом, спрятали ли бы они еврея во время оккупации в своем доме?
«Решение, которое ты принимаешь — на границе жизни и смерти. На кону твоя жизнь и жизнь твоего друга. Наверно, впустил бы», — говорит один ученик.
«Конечно, с одной стороны, помогать людям — это долг, а с другой стороны — ты подвергаешь себя и свою семью такой опасности. Я не знаю», — сомневается другой.
В конце «романа в картинках» герои находят довоенный семейный альбом. На самой последней странице историю можно взять в свои руки.