Сегодня в Крыму отмечают годовщину трагических событий 1941 года, когда фашистские оккупанты, выполняя приказ Гитлера об окончательном решении еврейского вопроса, уничтожили всех, кого считали расово неполноценными.
Среди убитых в тот день были тысячи крымчаков. Представители этого малого народа исповедуют иудаизм, хотя и говорят на языке, близком к
Страшная страница холокоста уничтожение целого этноса была написана в 1941 году в неприметном рве под Симферополем. В такой же промозглый зимний день 73 года назад сюда, на десятый километр трассы Феодосия — Симферополь, фашисты свезли крымчаков и евреев. Почти сразу начались расстрелы, за три дня погибли больше 16 тысяч человек. Спаслись только те, кто был на фронте или случайно оказался за пределами Крыма.
Крымчаки, или крымские евреи, — маленький народ, формировавшийся на полуострове. Они потомки греков, генуэзцев, индийцев — сплав культур, объединенный одной религией — талмудическим иудаизмом.
Фашистов тонкости этногенеза не интересовали, расстреливали и крымчаков, и евреев. Аркадия Ачкинази спасли крымские татары, все его родственники погибли.
Аркадий Ачкинази: «Крымские татары вместе с нами, так сказать, шли по этой дороге, и они подтвердили: да, мы крымские татары. В этой могиле, я знаю, лежит бабушка, дедушка со стороны отца, двоюродные братья, двоюродные сестры, родные тети, дяди».
До войны на полуострове проживало около 10 тысяч крымчаков, выжило несколько сотен. Расстреляв народ, фашисты уничтожили и его язык. Восстанавливать культуру и обычаи приходится по крупицам. Единственный в мире музей крымчаков создавался на пожертвования, средств не хватает.
Крымчаки — народ не просто расстрелянный, но еще и забытый. Многие годы на все просьбы о помощи создать музей и передать общине молельный дом, советские, а потом и украинские чиновники отвечали: «Зачем вам помогать? Вас же нет!».
За последние полгода сделано многое. В бюджет впервые заложены средства на ремонт и восстановление памятников и проведения мероприятий.
Общекрымская перепись населения должна дать точный ответ на вопрос, сколько же осталось всего на полуострове крымчаков. Сегодня впервые за многие года над расстрельным рвом звучала молитва на крымчакском языке. У чудом выжившего народа появилась надежда.