Крупному бизнесу недавно рекомендовали: не проходите мимо активов за рубежом. Что именно приобретают за границей наши миллиардеры и как там встречают человека с по-настоящему длинным рублем?
На минувшей неделе опубликован обновленный список российских миллиардеров. По версии журнала «Финанс» (Finance), первый в рейтинге
Отрыв лидера от идущего вторым Романа Абрамовича впечатляет — 17 миллиардов долларов. В затылок начальнику Чукотки дышит Владимир Лисин. Составители отмечают: Дерипаска не только самый богатый, но и самый активный — список покупок и инвестиционных проектов внушительный.
Крупному бизнесу недавно рекомендовали: не проходите мимо активов за рубежом. Корреспондент НТВ Алексей Кондулуков выяснил, что именно приобретают за границей наши миллиардеры и как там встречают человека с
Утренний туман и крики петухов, виноградники до горизонта — идиллия французской деревни. Здесь все здороваются при встрече, потому что друг друга знают и делают одно и то же — коньяк. Разговоры за рюмкой в последнее время об одном: «Русские пришли!»
Коньяк «Круазе» (Croizet) — одна из старейших марок во Франции. Основатель этого дома, говорят, был сомелье еще у Наполеона. Историческая пыль, драгоценная плесень, бочки, дышащие столетним спиртом и преданиями. Сегодня это еще и новейшая история — необычный образец экспансии российского бизнеса, аванпост великой алкогольной супердержавы.
Год назад умирающую семейную марку вместе с подвалами и виноградниками купила компания «Русский винный трест». Англичанин Тим Бенкс работает на русских и каждый день пьет на работе, тоже самое, впрочем, ему приходилось делать в «Хеннесси» (Hennessy) и «Реми Мартин» (Remy Martin). Но, признается, именно от российских амбиций захватывает дух — рассчитывают вернуть коньяк в высшую лигу.
Месяц назад «Круазе» уже приняли в местный Синдикат коньячных домов — нечто вроде масонской ложи старейших производителей напитка. Теперь самое время наращивать объемы.
Алексей Мордашов, председатель совета директоров ОАО «Северсталь»: «У нас теперь бизнес сильнее стал. У нас выросли люди, и это самое главное, что позволяет нам делать приобретения за рубежом. Не столько деньги, сколько люди. Хотя и денег тоже стало больше».
Большую часть своей жизни глава «Северстали» проводит в самолете — скупает по всему миру металлургические компании: в Великобритании и США, на Украине и в Италии. Объясняет: другого выхода нет, такова логика выживания — в отрасли все «парни из стали» сейчас укрупняются.
Алексей Мордашов, председатель совета директоров ОАО «Северсталь»: «Без глобального присутствия, без экономии на масштабе, без сильной лидерской позиции в мире мы не можем иметь сильного домашнего бизнеса, то есть только сильная международная компания в стали может быть сильной на
«Наша сила — в плавках!» — знаменитый лозунг советских металлургов теперь впору вывесить на итальянском заводе «Луккини» (Lucchini). «Северсталь» его купила на грани банкротства, сейчас производство выросло на 20 процентов. «Да, вкалывать стали больше, раньше завод был на пятидневке, теперь работает круглосуточно. Но это хорошо, закипела жизнь», — говорит итальянский рабочий.
Впрочем, и для россиян это возможность, буквально, «встать на новые рельсы». «Эти рельсы предназначены для итальянских железных дорог», — рассказывает Валерий Липин, глава департамента развития компании «Луккини». У итальянцев, оказывается, уникальная технология — стометровые рельсы для скоростных дорог. Сейчас их сертифицируют в России, для будущих магистралей Москва — Петербург и Москва — Сочи.
Рандеву «Туркселл» (Turkcell) и российской «Альфы» закончилось покупкой турецкого оператора мобильной связи. «Базовый элемент» приобрел канадского разработчика автомобилей «Магна» (Magna) — следы российского шопинга повсюду.
Антон Смирнов, главный редактор журнала «Слияния и поглощения»: «Всё покупают. Покупают банки, покупают хедхантинговые агентства, покупают сети магазинов, покупают кожевенные предприятия».
И это уже не просто желание «припарковать свободные деньги», утверждают наблюдатели «поглощений».
Антон Смирнов, главный редактор журнала «Слияния и поглощения»: «Раньше побудительным мотивом российских трансграничных сделок были, прежде всего, „запасные аэродромы“. То есть хорошо иметь капитал на Западе, ведь неизвестно, что и как у нас сложится,
Либо выход на рынки, либо покупка технологий, либо транснациональный раздел — аппетиты растут.
Андрей Волков, ректор московской школы управления «Сколково»: «Российский бизнес очень быстро наращивает свое присутствие за рубежом. В этом смысле мы, можно сказать, мировые чемпионы по скорости».
Последнее время российские инвестиции за рубеж удваиваются каждый год — подсчитали специалисты. Так выглядит «распространение наше по планете»: Западная Европа — 52%, СНГ — 22%, Восточная Европа — 11%, Северная Америка — 6%, Африка — 4%, Азия и Австралия — 3%, Латинская Америка — 2%. А так инвестиции по отраслям: нефть и газ — 53%, транспорт 11%, связь/розница — 8%, машиностроение — 1%, агрохимия. — 1%, электроэнергетика — 1%. Главные наши игроки
Вагит Алекперов, президент ЛУКОЙЛа: «Мы поставили перед собой цель- Восточная Европа от Финляндии до Турции должна быть покрыта нашей розничной сетью и сегодня мы это реализовали».
Уже не хватает карты, пора заказывать глобус ЛУКОЙЛа. Действительно, марку знают и бедуины в Саудовской Аравии, и в Колубии и на Манхэттене — бензоколонки с видом на небоскребы.
Вагит Алекперов, президент ЛУКОЙЛа: «Десять лет назад на нас смотрели с улыбкой, как на ребят, которые хотят поиграться на международном рынке. Это как боксеры легкой весовой категории пытаются начинать бой со средним или тяжелым весом. Сегодня с нами считаются, сегодня к нам относятся уже как к равным партнерам».
И как с равными идет жесткая борьба.
Виктор Вексельберг, председатель совета директоров компании «Ренова»: «В старое доброе время были „класс А“, „класс Б“ и „высшая лига“. Я думаю, что мы еще находимся „в классе Б“. Может быть, отдельные компании уже сегодня претендуют на роль игры в высшей лиге, но в среднем, конечно, мы еще серьезно отстаем от крупных компаний во всех основных отраслях».
Сопротивление российской экспансии растет и на политическом уровне, отмечают многие бизнесмены. И ждут от государства поддержки, подобно той, которую получают от своих властей иностранцы. В частности, предлагается создать специальную комиссию при премьере.
Виктор Вексельберг, председатель совета директоров компании «Ренова»: «Я не вижу ничего плохого в слове „лоббирование“, это такое правильное, здоровое лоббирование национального бизнеса, которое, в конечном счете, направлено на рост национальной экономики. Есть такое понятие, как внутренний валовый продукт, а есть такое понятие, как внутренний национальный продукт. Любое продвижение российского бизнеса и создание
И, наконец, инновации. В свое время, по словам Вексельберга, без писем Германа Грефа в швейцарское правительство высокотехнологичную «Орлекон» (Oerlikon) было бы не купить. Эта компания буквально на передовом крае в материаловедении, солнечной энергетике и еще десятке новейших технологий. Сегодня начинает ими делиться.
А в наступившем году в Европе ожидают появления новых инвесторов из России. С любовью к слияниям и поглощениям.