Падение цены на нефть и новые рекорды доллара и евро обозначили перед Россией новые экономические реалии. Решение ОПЕК не сокращать добычу черного золота означает, что цены на данном рынке вольны в своих движениях как вверх, так и вниз.
Владимир Путин на встрече с новым главой французской нефтяной компании Total Патриком Пуянне обозначил вектор: то, что произошло в Вене на саммите картеля, для нас сюрпризом не стало, зима только начинается, а к середине следующего года рынок сбалансируется.
В правительстве в свою очередь заверяют, что нынешние 70 долларов за баррель — приемлемый вариант для российского бюджета. Падение цен на нефть компенсируется понижением обменного курса.
Алексей Улюкаев, министр экономического развития РФ: «Для бюджетной системы важна не долларовая составляющая, а рублевая цена нефти. Это примерно 3600 рублей за баррель нефти. Эти 3600 рублей складываются из двух составляющих: из выраженной в долларах цены нефти и из соотношения курса доллара и рубля, когда цена нефти в долларах была 110, а курс был —
Также в правительстве обещают, что все социальные обязательства перед гражданами страны будут исполнены. Это приоритет при любом варианте развития событий.
Игорь Шувалов, первый заместитель председателя правительства РФ: «Мы, когда планировали бюджет на следующую трехлетку, имели в виду, что даже в таких жестких условиях бюджет будет исполняться, и одновременно мы будем пополнять Резервный фонд. Если ситуация будет развиваться жестко, мы не будем пополнять Резервный фонд, мы будем выполнять бюджетные обязательства».
Что касается роста цен на лекарства и продукты, то тут два ответа: развитие программ импортозамещения и контроль над инфляцией.
В российском энергетическом секторе изменение цен на черное золото встретили спокойно.
Александр Новак, министр энергетики РФ: «Ситуация абсолютно не критичная и ожидаемая. Мы считаем, что рынок будет скорректирован, и сегодняшнее снижение повлияет благоприятно. Уйдут дорогие неэффективные проекты. А цена, на наш взгляд, будет восстановлена в течение среднесрочного периода до уровня, который, по сути, является для нефтегазовых компаний и
По словам главы «Роснефти» Игоря Сечина, даже в случае дальнейшего снижения у нефтяников еще есть запас.
Игорь Сечин, глава НК «Роснефть»: «Стоимость нефти ниже 60 долларов не будет являться драматичной для „Роснефти“. Мы будем продолжать работать, компания имеет себестоимость добычи самую низкую в мире, что позволяет нам достаточно уверенно проходить кризисные ситуации на рынке».
Эксперты тем временем советуют не искать в снижении цен на нефть следов международного заговора против России. По их мнению, на нефтяном рынке сегодня — каждый за себя. У каждого из членов ОПЕК — внутренние проблемы, в том числе и у Саудовской Аравии, где идет процесс смены власти.
США могут влиять на ситуацию через так называемую бумажную нефть — фьючерсы, где гуляют «шальные доллары», но и это влияние не беспредельно. Рентабельность добычи сланцевой нефти — около 70 долларов.
Константин Симонов: «Мне кажется, что Соединенные Штаты не настолько глупы, чтобы уничтожать собственную сланцевую индустрию только для того, чтобы еще больше сократить российские доходы. Но есть и другой фактор — фактор Китая. Чем дешевле нефть, тем лучше для Китая. Если цена высокая — наоборот, наказываешь Китай, помогаешь России».
Скептики полагают, что в ближайшее время цена на нефть будет колебаться в коридоре от 50 до 80 долларов. Очевидно, что нынешняя ситуация — вызов для России, который требует не только понимания и анализа, но и нового качества принимаемых решений.
Одно из них, как считают в Совете Федерации, назрело. Это, по сути, выбор в пользу нового вектора развития России — ускоренная трансформация от экономической модели, ориентированной на внешние факторы роста, к модели, ориентированной на внутренние источники роста. Задача сложная, но для ее решения есть все необходимые резервы, уверена спикер СФ Валентина Матвиенко.