В столице Австрии открылось заседание Организации стран экспортеров нефти. Эта встреча плановая, но интерес к ней экстраординарный. Во всем мире сейчас задаются вопросом, сможет ли ОПЕК остановить падение цен на нефть, которые с июня опустились уже на 30%. Эмоции в Вене зашкаливают. Сообщается, что саудовский министр нефти и минеральных ресурсов не сдержался и отрыто нахамил американским журналистам.
Встреча ОПЕК в Вене только началась, а аналитики делают пессимистические прогнозы. По их мнению, Организация стран — экспортеров нефти не захочет попытаться поднять или вернуть нефтяные цены на прежний уровень за счет снижения квот нефтедобычи.
Ситуация на первый взгляд парадоксальная: казалось бы, низкие цены на нефть губительны не только для российского рубля, но и для валют многих других стран, которые, в отличие от России, входят в этот картель. Речь идет о Венесуэле, Иране, Нигерии, Эквадоре, чьи экономики еле выдерживают стремительное падение нефтяных котировок. Но это большинство, которому противостоит, пожалуй, более могущественное меньшинство, которое диктует свои правила. Прежде всего, это Саудовская Аравия, на которую приходится треть всей нефти, добываемой членами картеля.
Не секрет, что у Саудовской Аравии, в отличие, например, от России, есть многомиллиардные резервы, которые позволят стране, с одной стороны, безбедно на протяжении нескольких лет жить даже при относительно дешевой нефти, с другой стороны, достигнуть постепенно подспудной цели — заставить американцев отказаться от освоения сланцевых месторождений, которые при таких низких ценах станут просто нерентабельными. За счет этого прессинга представители Саудовской Аравии надеются добиться своего, независимо от противоречий, которые раздирают членов нефтяного картеля.
Как передает корреспондент НТВ Константин Гольденцвайг, в подтверждение своей тактики саудовский министр накануне уже дал понять журналистам, что его страна не будет сегодня пытатьсяАли
Цены на нефть снизились в этом году со 100 с лишним долларов за баррель до 80. Это самое сильное падение за четыре года. Некоторые аналитики прогнозируют дальнейший спад в ближайшие месяцы, если страны ОПЕК не вмешаются. О том, чтобы снизить квоты, с членами ОПЕК пытался договориться два дня назад и глава «Роснефти» Игорь Сечин, но пока что о результатах встречи не сообщается.
Эксперты считают, что в лучшем случае сегодня речь будет идти только о том, чтобы ОПЕК снизила квоту наКонстантин Симонов, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности: «Соединенные Штаты, оценив последствия первого нефтяного шока 1973 года, оценив последствия второго нефтяного шока после революции в Иране в 1979 году, переформатировали систему торговли нефтью, и сегодня цена на нефть определяется вовсе не фактором спроса и предложения, а количеством денег, которые крутятся на рынке нефтяных фьючерсов. Поэтому там бессмысленны все споры о том, сколько нефти добывает ОПЕК и как меняется спрос. Многие аналитики говорят, что Китай растет не такими быстрыми темпами, это тоже негативно влияет на нефть. Почему падает цена на нефть сейчас? Потому что в Соединенных Штатах прекратили политику так называемого количественного смягчения, количество шальных долларов, которые бегали по рынку нефтяных фьючерсов, просто сократилось».
Представители России, Мексики, Саудовской Аравии и Венесуэлы встречались в Вене 25 ноября. Многие наблюдатели ожидали, что Россия поддержит предложение Венесуэлы снизить уровень добычи, однако встреча закончилась без результатов, а глава компании «Роснефть» Игорь Сечин заявил после заседания, что российские компании готовы работать при ценах 60 долларов за баррель.