На минувшей неделе разрешилась интрига вокруг российско-американского сотрудничества в космосе. Сенатор Маккейн жаждал, чтобы США отказались от закупки у РФ ракетных двигателей, но в Пентагоне на днях подтвердили: там данное предложение поддержкой не пользуется. Факт остается фактом: по космическим двигателям Россия остается первой в мире.
На самарском предприятии «Кузнецов», где выпускают двигатели для ракет и самолетов, на новейших станках с высокой точностью выполняют заказы, в том числе и для зарубежных концернов.
Недавно здесь расконсервировали ракетные двигатели
Реальные запуски ракет — это экзамен для всего предприятия. В московском
Андрей Калиновский, и. о. генерального директора ГКНАЦ им. Хруничева: «Предприятие находится в тяжелом финансовом положении. Срываем сроки доставки готовой продукции. То есть, те заказчики, которые у нас есть, не удовлетворены. И федеральные заказчики, и коммерческие наши пуски на международном рынке».
Выводы в
Андрей Калиновский: «Мы должны научиться зарабатывать деньги. Зарабатывать прибыль, чтобы поднять зарплату работников и сократить те негативные процессы, которые есть с персоналом: отток персонала, высокая текучесть среди молодежи».
В Центре Хруничева начали масштабное техническое перевооружение. Только так, борьбой за качество, говорят здесь, можно вернуть доверие отечественных и зарубежных партнеров. Сейчас здесь остались в основном те, кто работает «за идею».
На самарском заводе «Прогресс» замену техники пытаются проводить постепенно: из года в год. Возможно, именно поэтому еще гагаринские ракеты «Союз» типа
При внешнем сходстве «Союзы», разработанные полвека назад, и «Союзы» модернизированные — это две большие разницы. Вес оборудования снижен, размер доставляемого полезного груза вырос. Новые ракеты — это совсем другие возможности и высокая надежность, характерная для всех «Союзов».
Своей статистикой на «Прогрессе» гордятся: 16 успешных запусков в прошлом году, и уже 17 в этом. Наряду с госзаказом здесь выполняют коммерческие заказы на производство ракетоносителей и спутников. Сейчас российским предприятиям пришлось срочно искать замену комплектующим, производимым за рубежом. Особенно в области электроники.
Равиль Ахметов, и. о. генерального директора КРЦ «Прогресс»: «К сожалению, сложилось так, что Россия во многом потеряла свои позиции в области электроники. Отечественной компонентной базы очень мало».
Новых сотрудников здесь набирают со студенческой скамьи. Каждый десятый студент профильного факультета самарского Аэрокосмического университета — целевик. Ежегодную практику он обязан проходить на промпредприятии, оплатившем обучение, а по окончании вуза — пойти туда работать.
Но пока без спасительных госзаказов на предприятиях не могут. Чтобы перестроиться на современные рыночные рельсы, нужен стремительный рывок.
Николай Якушин, исполнительный директор ОАО «Кузнецов»: «Надо забыть о восьмичасовом рабочем дне. Надо работать, не оглядываясь на зарплату, на оклады. Надеюсь, в ближайшие
На космическое чудо здесь не надеются. У ракетостроителей принято работать на долгосрочную перспективу. Потому к перспективным работникам здесь относятся очень серьезно и для школьных экскурсий всегда находят время.