На международном фестивале искусств в Тбилиси театральный коллектив с берегов Невы подарил три вечера классических спектаклей. Билеты были распроданы всего за два часа.
Сегодня актеры театра «Приют комедианта» из Петербурга дают последнее представление на сцене театра имени Михаила Туманишвили в Тбилиси. Всего на гастроли в Закавказье в рамках петербургских театральных сезонов отправились три коллектива из Северной столицы. Цель поездки — не только познакомить грузинского зрителя с российскими постановками, но и провести встречи делегаций двух стран.
Об официальной и неформальной части гастролей — репортаж корреспондента НТВ Антона Зыкова.
На то, чтобы и Грузию посмотреть, и спектакль показать, у театра «Приют комедианта» всего три дня. Вечер после прилета в Тбилиси актеры посвящают отдыху и прогулкам по городу. А на следующее утро, не успев позавтракать, уже спешат на репетицию. За несколько часов до премьеры нужно прогнать трехчасовую постановку и, главное, привыкнуть к сцене театра имени Михаила Туманишвили.
Походная гримерка представляет собой общую комнату, разделенную только ширмами. Здесь же находятся личные вещи в чемоданах. А вот костюмы привозят за несколько дней до труппы в специальных железных кофрах. Так они не помнутся и проще переживут длительный переезд.
Во время генерального прогона режиссер Григорий Дитятковский то следит за действием из зала, то присоединяется к коллегам на сцене. Все идет по плану, но на лицах актеров, как и организаторов, читается сильное волнение.
Кети Долидзе, художественный руководитель международного фестиваля искусств имени Михаила Туманишвили «Подарок»: «Еще одно подтверждение, что между нами никогда не были прерваны и не могут быть прерваны культурные связи. Этот фестиваль уже все доказал. У нас был Вахтанговский театр, мы принимали в начале фестиваля Юрия Крымова. В конце фестиваля будет Андрон Кончаловский. И вот такая жемчужина — пять спектаклей из Петербурга».
Билеты раскупили за первые два часа. Желающих посмотреть классического «Пигмалиона» почти вдвое больше, чем мест в зале. Люди даже стоят в проходах. Приходится брать дополнительные стулья и освобождать актерам выход на сцену. А дальше гаснет свет, и аудитория погружается в атмосферу Англии викторианской эпохи.
Кроме рабочего стола и перил, из декораций только стеклянные пластины, они же стены или зеркала, и черный куб, который то становится портиком церкви, то балконом в доме профессора Хиггинса. Зрителям приходится фантазировать, чтобы понять задумку режиссера.
Зрители в восторге. А на лицах актеров после трех часов почти беспрерывной работы вместо усталости улыбка и даже удивление. Кажется, к такой реакции зала никто не был готов.
Владимир Селезнёв, заслуженный артист России, исполнитель роли профессора Хиггинса:
Григорий Дитятковский,
За несколько часов до отправления домой «Приют комедианта» почти в полном составе едет навстречу благословенному месту — в Мцхету. По дороге вспоминают лермонтовского Мцыри. А когда от автобуса поднимаются к монастырю Джвари и смотровой площадке, впечатления юности внезапно оживают.
Дарина Дружина, актриса театра «Приют комедианта», исполнительница роли Элизы Дулитл: «Огромный, огромный, большой вдох. В детстве ты же читаешь и представляешь эти картинки. И когда они неожиданно в явь превращаются, возникает ощущение замирания сердца».
На лицах «комедиантов» — спокойствие и блаженство. Внизу река Кура соединяется с Арагвой. Ощущение, будто, прогуливаясь, гости слушают пение ветра, а звон колокола ему изредка подпевает.
И, кажется, именно здесь стоял Пушкин, описывая шумную Арагву. Актерам покидать живописные края, конечно, грустно и одновременно легко. Потому что хочется верить, что за несколько дней фестиваля культурные связи между соседними странами вновь наладились благодаря искусству.