В Киеве началась грызня в высших эшелонах власти. Там никак не могут договориться о коалиции в Раде и поделить ключевые министерские портфели. В этом русле проблема так называемых добровольческих батальонов заиграла новыми красками. Сотни, если не тысячи вооруженных людей стали предметом спора между двумя властными кланами кланом Порошенко и кланом Яценюка.
Три десятка ветеранов Майдана вооружились ножовками и болгаркой против забора администрации президента. Они говорят, что не для того устраивали революцию, чтобы власть снова отгораживалась от народа. Точно так год назад активисты Майдана сносили ограждения у Верховной рады. В этот раз задержали 16 человек.
Силовики официально признали, что многие патриоты Майдана и АТО оказались оборотнями без погон и развели махновщину в мирных городах Украины. Только в Киеве ежедневно проходит по до полутысячи происшествий.
Бойцы добровольческих батальонов сейчас пилят частную собственность и влияние на криминальном рынке, участвуют в рейдерских захватах, отвоевали вертолетную площадку и героически взяли штурмом бордель. Все это сделано с применением тяжелого вооружения, благо, оно сейчас течет рекой из зоны АТО.
В Запорожье милиционеры накрыли подпольный магазин товаров военного назначения. Продавали оружие, что называется, оптом и в розницу. МВД Украины подтвердило, что весь арсенал с фронта, все с войны.
В Львовскую область боеприпасы доставляли прямо почтой. В Киеве задержали волонтера, который возил для нацгвардии продовольствие, а вывозил боеприпасы. Прокурор Украины молчать не стал и дал понять, что бойцы добровольческих батальонов вооружены и очень опасны.
Сергей Юлдашев, прокурор Киева: «Одно дело, когда они на востоке защищают наше государство, другое, когда они идут в города с оружием, в частности, в столицу. Более того, я считаю это внутренней угрозой. Согласитесь, они ведь непрогнозируемы, могут даже военный переворот совершить»
«Еще как можем», отвечают сами добровольцы. Они не скрывают ненависти к бывшим соратникам по Майдану. Бойцы батальона «Донбасс» восстанавливаются после ранений. Их боевые — 1600 гривен, это меньше 6 тысяч рублей в месяц. Лечение и обмундирование приобретается зачастую за счет волонтеров. Батальоны уже не просят, а требуют от власти официального статуса, признания участниками боевых действий, выплат, а главное — перемен в стране.
Доброволец: «Они только местами поменялись, креслами. А за что погибают? За Украину, за люстрацию, которой нет…»
Бойцы, вернувшиеся с войны, чувствуют себя преданными теми, кто
Доброволец: «Дали автоматы и пистолеты, крутитесь как хотите. Мы порядок наведем в Киеве, мы разбомбим эту Верховную раду».
Для экспертов очевидно, что идет борьба не только и не столько с бандитизмом, сколько за контроль над батальонами смерти в политических целях по принципу: у кого сила, тот и прав. Всего на Украине сегодня около 40 добровольческих батальонов.
Министр обороны Степан Полторак, назначенный на эту должность президентом, пытается взять под контроль армии неофициальные воинские формирования. Те, кто согласен служить в вооруженных силах Украины, должны принять присягу в регулярных частях.
Степан Полторак, министр обороны Украины: «Батальоны, о которых вы говорите, все полностью будут структурированы. Они войдут в состав регулярных частей. Не хватает кадровых офицеров, несоответственное управление этими подразделениями. Чтобы этого не было, было принято решение президентом, чтобы они вошли в состав регулярных подразделений».
В это же время министр внутренних дел Арсен Аваков, человек, которого считают сподвижником
Передел батальонов идет на фоне политического раскола между кланами Порошенко и Яценюка. Местные СМИ сообщили о публичной перепалке на заседании Совбеза между министром МВД и главнокомандующим, якобы они обсуждали войну и мир на Востоке Украины и кто будет командовать отрядами добровольцев.
Аваков советовал президенту не мешать «давить Донбасс».
Причем, по свидетельствам очевидцев, изъяснялся отнюдь не на языке Толстого.
Не удается бывшим соратникам и договориться о коалиции, и это спустя три недели после выборов. Соответственно, в стране победившего Майдана все еще нет нового правительства, ведется ожесточенная подковерная война.
А пока два лагеря власти выясняют отношения, формируется третья сила — полевые командиры осваиваются в роли политиков. Трое недавно избранных народных депутата, которые попали в Раду из окопов АТО, полетели на переговоры в Вашингтон. Новые политические лица страны победившего Майдана сфотографировались в аэропорту
В Америке, кстати, батальоны просят огня, то есть оружия для войны на Востоке. Разоружаться и подчиняться избранной власти патриоты Майдана вовсе не собираются.
Пока ветераны боевых действий на Майдане лишь пробуют на прочность президентский забор и заодно новую власть. Министр МВД уже отреагировал и распорядился возбудить уголовное дело не против хулиганов, а против своих подчиненных, обвинив милиционеров в неоправданной жестокости. Прошел год с начала Майдана, начались новые столкновения с радикалами у зданий власти. Виноватыми снова назначают милицию, как