На Кубани в станице Староминской появилось казачье такси.
Кубанские казаки пересели с обычных коней — на железных. В станице Староминской появилось казачье такси. В любой конец станицы подвезут за символический «червонец», а с пенсионеров и вовсе не возьмут денег. Их обвиняют в демпинге, но таксисты в папахах уверяют, что сели за баранку ради порядка на дорогах родной станицы.
Репортаж корреспондента НТВ Сергея Савина.
Рано утром — короткая летучка. Внешний вид имеет значение. Форма одежды — парадная. Сапоги чистят до блеска, затем команда: «По машинам!». Первое казачье такси — это эксперимент.
На станицу с населением около 30 тысяч пока десять машин. За броским внешним колоритом еще и социальная начинка. Проезд в любую сторону населенного пункта — 10 рублей. Многие станичники до сих пор не могут поверить.
Баба Катя — постоянный клиент. И в администрацию, и в больницу, и даже в булочную — кругом на такси, бесплатно.
Баба Катя, пенсионерка: «Я выхожу на остановку. Дивлюсь — едет такси. Останавливается. Кто пенсионер, садитесь — поехали».
Все водители — действующие казаки, а заодно и внештатные сотрудники милиции.
Василий Заруба: «Где казак, там порядок, понимаете? Есть же разница: она села к нам в такси как белый человек или ее в „газели“ буквою „зю“ поставили».
В казачьем штабе атаман ломает голову над эскизом. В парадной форме за рулем красиво, но неудобно. Папаха обзору мешает.
Никоалй Борисенко, атаман Староминского казачьего общества: «Не художник, конечно, не Юдашкин, но примерно в таком плане».
Китель и фуражка с красным околышем — на подходе новая форма. Нагайка обязательна.
Никоалй Борисенко, атаман Староминского казачьего общества: «Может,
Казачье новшество до предела обострило конкуренцию среди станичных перевозчиков. Дело доходит до прямых стычек. Самая крепкая нелюбовь — у водителей маршрутных такси.
Водитель маршрутки: «Беспорядочно движется перед маршрутками, забирает наших клиентов. Мы едем пустыми, нарушаем свой график».
Популярность казачьего такси привела к пиратству на дорогах. Те же таблички, та же цена. За это машины пиратов называют «десятками», но работают они без документов. Казаки признают: рентабельность проекта пока на нуле: бывает, ездят в убыток.
Но эксперимент — попытка не просто поднять престиж казачества на местах, но и обеспечить людей рабочими местами. Поэтому повышать цену за проезд намерены в исключительном случае — только перед угрозой банкротства.
Специфика казачьей станицы: спрос на услуги такси здесь носит ярко выраженный сезонный характер. Зима и осень — это пик. Весной и летом все станичники пересаживаются на велосипеды. Это полезно для здоровья и абсолютно бесплатно.