Очередной специальный репортаж НТВ к 250-летию Государственного Эрмитажа посвящен работе реставраторов одного из уникальнейших отделов музея.
В стенах реставрационного центра Государственного Эрмитажа на научную конференцию ждут российских и зарубежных специалистов, в том числе из фонда американского института консервации памятников истории и искусства.
Собственная коллекция Эрмитажа насчитывает более 400 тысяч оригинальных фотоматериалов. Также в распоряжении сотрудников — уникальная лаборатория научной реставрации. Нюансами восстановления и особенностями хранения раритетных снимков впечатлился корреспондент НТВ Павел Рыжков.
На уникальной фотографии московский Кремль снят с неожиданного ракурса. Благодаря переднему плану, можно рассмотреть утраченный памятник архитектуры XVII века. Церковь святых Константина и Елены появилась на раритетном снимке Роджера Фентона более полутора веков назад. Кстати, оказалось, что это первое фотографическое изображение Кремля. Британский фотограф получил известность со времен Крымской войны, где был репортером.
Наталья Аветян, старший научный сотрудник отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, хранитель фотографии: «В 1855 году он был в расположении британской армии. И по заказу британского королевского дома снимал жизнь, быт английской армии. По возвращению в Англию эти отпечатки были отпечатаны, но, к сожалению, ни один из комплектов в России так и не оказался. И спустя более чем 150 лет смогли пополнить собрание такими замечательными предметами».
Некоторое время назад Эрмитаж за весьма солидную сумму приобрел работы Фентона, которых в России до этого просто не было. Теперь можно рассмотреть, как воевали британцы в окрестностях Балаклавы. Удивительно, что основатель жанра военного репортажа изготавливал негативы практически у линии фронта.
В новом реставрационном комплексе несколько десятков тысяч редких фотографий, которые специалисты относят к ряду художественных. В соседнем помещении на новых стеллажах хранятся снимки уже произведений искусства и даже эрмитажных. Например, сделанных французской фирмой Адольфа Брауна. Фотографии выполнены без дополнительного света.
Ирина Терентьева, научный сотрудник отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, хранитель фотографии: «Было естественное освещение. Специально для этой съемки на территории Эрмитажа в висячем саду построили деревянные сарайчики без одной стены, куда вывешивалась картина. Там производилась съемка и тут же обрабатывался негатив. Печать происходила на фирме во Франции».
В этом же отделе можно увидеть работы большого формата итальянских фотографов XIX века. Их уникальность в том, что они делались с негативов такого же размера. На фото видны все мельчайшие детали ангелочков дрезденской Сикстинской мадонны. Это невероятное подспорье для реставраторов и искусствоведов. Шедевры мировой архитектуры, такие как мост Риальто и собор Святого Марка в Венеции, зафиксированы в альбуминовой технике — смеси серебра и яичного белка.
Подробнее — в репортаже НТВ.