Сегодня Брюссель приходил в себя после беспорядков, вспыхнувших накануне в районе Южного вокзала из-за несогласия с экономической политикой властей. Протестуют и в других европейских странах: в Германии не прекращаются забастовки, а французы отказывают в доверии президенту.
На улицы бельгийской столицы вышли 100 тысяч митингующих, приехавших из разных городов страны, чтобы выразить несогласие с экономической политикой властей. В стычки с полицией вступили наиболее радикально настроенные участники акции протеста.
Акция протеста такого масштаба, в результате которой пострадали 26 человек, впервые проводилась в Брюсселе — в столице не только Бельгийского королевства, но и Единой Европы, и направлена она была именно против европейской экономической политики.
Ян Феркамст, председатель профсоюза: «Здесь собрались более 120 тысяч человек, которые не согласны с проводимой правительством политикой — политикой урезания бюджетных расходов. Всем ясно, что на деле от нее пострадают служащие и социально незащищенные слои населения, а интересы тех, кто имеет приличные капиталы, затронуты не будут».
Докеры из Антверпена и Гента и металлурги из Льежа протестовали против политики жесткой экономии, объявленной новым правительством Бельгии. Они уверены, что в результате урезания властями бюджетных расходов и коррекции налоговой политики покупательная способность сократится у двух третей экономически активного населения королевства.
Еще недавно казалось, что драконовские меры бюджетного регулирования и политика затягивания европейских поясов, на которой настаивают Берлин и Брюссель, затрагивала исключительно неблагополучные страны еврозоны: Грецию, Португалию или Испанию. Но экономическая ситуация оказалась значительно серьезнее. Теперь Брюссель требует уменьшения расходов от, казалось бы, вполне благополучных Германии и Франции.
Европейские профсоюзы всегда были сильны своим классовым сознанием, а сейчас и вовсе наступил их звездный час. Не проходит дня, чтобы не поступала информация о новых акциях протеста. То бастуют пилоты Air France и Lufthansa, а теперь самая долгая в истории забастовка немецких машинистов практически парализовала железнодорожное сообщение в ФРГ. Главное условие бастующих: повысить оклад на 5% и сократить рабочую неделю с 39 до 37 часов. Но денег на это нет ни у руководства железных дорог Германии, ни у федерального правительства. Впрочем, у немецкого руководства ещё есть хоть кредит доверия, чего не скажешь о властях Франции.
Накануне вечером Франсуа Олланд провел первый для себя прямой диалог с народом. Формальный повод — половина срока президентского мандата, неформальный — стремительно падающий рейтинг. Сейчас он у французского президента примерно 15%.
Франсуа Олланд, президент Франции: Следующие два с половиной года, до конца президентства… Вы слышали меня?! До конца своего срока я буду реформировать страну, делая ее сильнее. По окончании пяти лет работы я спрошу с себя, и неважно, как оценят мои действия сограждане, каков будет вердикт французского народа. Я хочу, не отворачиваясь, смотреть на себя в зеркало и знать, что я сделал все, что должен был, на посту президента Пятой республики.
Олланд пообещал, что со следующего года, никаких дополнительных налогов в отношении кого бы то ни было вводить не будет. Пообещал и победить безработицу, в противном случае, как он заявил, у него не будет моральных и этических прав снова баллотироваться в президенты. Только от популизма денег в казне вряд ли прибавится, и затягивать пояса все равно придется. Это главное требование Евросоюза, и наивно полагать, что он позволит проводить Парижу самостоятельную экономическую политику. Тем более что Брюссель никакими акциями протеста не запугаешь.