Посреднический бизнес организован, казалось бы, людям в помощь. Некоторые, впрочем, утверждают, что подобное решение чужих проблем еще одна форма поборов.
Законотворческий приоритет. Как объявлено на минувшей неделе, таковым для новой Думы станет борьба с коррупцией и рейдерством. Соответствующие законы депутаты намерены принять во время весенней сессии.
Искоренение этих зол, впрочем, тот еще ребус. Вот, к примеру, посреднический бизнес. Все, казалось бы, людям в помощь — платишь деньги, экономишь время и нервы. Некоторые, впрочем, утверждают, что подобное решение чужих проблем — еще одна форма поборов. Так ли это, на собственном опыте проверил корреспондент НТВ Сергей Морозов.
Обычный день в подмосковном Бюро технической инвентаризации — мимо этого учреждения не пройдет никто из оформляющих собственность на квартиру или участок. Через час после открытия в очереди — 60 человек; столько обычно принимают за день, так что у пришедших позже шансов мало.
Никто не возмущается — раньше было хуже: бюро принимало еще не каждый день. Валентина Ефремова 8 месяцев ходила по инстанциям, чтобы узаконить постройки на своем же участке в Волоколамске.
Валентина Ефремова: «Утром еще можно не пройти. Это я с собакой гуляла — мы с ней в час ночи пришли, потом в пять, в восемь, а потом уже к началу приема. Люди с предыдущего дня занимали. У них, допустим, 100 талонов. И если ты не попадаешь в эти сто — а принимают они раз в неделю, — значит, ты пролетаешь».
И вот тут очень кстати оказываются
Валентина Ефремова: «Я знаю, что за „ноги“ в Волоколамске берут 80 тысяч. „Ноги“ — это значит, что человек бегает по инстанциям, ускоряет процесс. И отдельно — оплата всех услуг».
Не можешь платить — жди. В такой ситуации Вадим Полотай предпочел заплатить втрое больше, чтобы получить нужную бумагу всего за месяц. Причем он обошелся вообще без посредников — тройной тариф установило за быстрое обслуживание само БТИ.
Вадим Полотай: «В три раза — это еще не так много, я считаю. Ускоряются все части. Если нужен выезд техника, значит он приедет раньше и, соответственно, обработка документов начнется побыстрее. Все оперативно».
Везде, где есть волокита, есть
Владислав Корочкин,
Близость к чиновникам — это козырь, и
Не хочешь к посредникам — попробуй сам. Сергей Смердов из
Сергей Смердов: «С договором пришел регистрироваться по месту временного пребывания. Однако здесь отказались принять документы на основании того, что нужно привести самого хозяина, хотя по закону этого не требовалось. А хозяин уехал в командировку. Я рисковал быть привлеченным к ответственности. И чтобы
В суде оказалось, что Центр по приему и оформлению, принимавший документы, был вовсе не госучреждением, а посредником, учрежденным по указанию мэра. Суд признал деятельность Центра незаконной, но он продолжает работать до сих пор.
А Кирилл Зуб из
Кирилл Зуб: «Чтобы внести одну справку в реестр документов, тебе нужно выстоять еще одну очередь. Заранее нанять человека, который эту очередь в 6 утра займет. Такого не пожелаешь никому».
От Калининграда до Камчатки бюрократы действуют одинаково, потому что одинаковые законы им это позволяют. Тянуть время не единственный прием. В Центре стратегических разработок таких способов насчитали 22.
Владимир Южаков, руководитель проекта по административной реформе Центра стратегических разработок: «Здесь, кроме сроков, такие формулировки как „чиновник вправе“ вместо „чиновник обязан“. Другой коррупционный фактор — когда вместо конкретного перечня документов остается открытый перечень, то есть его можно дополнять.
Еще схема — когда
Антикоррупционная методика, выстроенная Центром, сейчас внедряется в правительстве и Думе. И все равно есть свежие примеры коррупциогенных актов.
Владислав Корочкин,
«Опора России» выпустила недавно доклад, в котором сделаны сенсационные выводы: рынок коррупционных услуг от чрезмерного роста деградирует: «Очень часто дача взятки муниципальному работнику „одного окна“ за срочное оформление земельных документов не гарантирует того, что эти документы будут сделаны без ошибок».
Легальные посредники часто оказываются в «серой зоне», близко к нелегальным. Например, ускоренное прохождение медкомиссии — насколько строг там осмотр? Ведь клиент платит за справку, а не за отказ. А если заплатить еще больше денег, то уже в другом месте можно получить медсправку вообще без осмотра.
На конспиративной встрече в метро такие справки раздаются целыми партиями — похоже, спрос велик, и предложение не отстает. Так за некоторую сумму денег мне удалось раздобыть две справки. В одной написано, что я серьезно болен, возможно, даже заразен. Во второй — что я могу посещать бассейн (и там заражать других). Что характерно, справка в бассейн дана на предъявителя — она не заполнена.
Деятельность
Проблема вышла наружу, была осознана как проблема и о необходимости борьбы с коррупцией заговорили на высшем уровне.